УДК 070

Третьяков Виталий Товиевич

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», г. Москва

В статье рассматриваются ключевые проблемы функционирования современного телевидения в аспекте базовых ценностей. Проводится граница между декларируемым и реальным, фиксируются наиболее значимые кризисные явления современных аудиовизуальных медиа как на уровне формы, так и на уровне содержания, исследуется вопрос о путях преодоления существующих проблем.

Ключевые слова: телевидение, аудиовизуальные медиа, базовые ценности, экранная культура.

Тема нашей конференции – «Базовые ценности культуры в экранном контексте». В моей статье, как видно из ее названия, я не только конкретизирую эту тему, но и императивно её заостряю, указывая, скорее, а, пожалуй, и по преимуществу, на негативные тенденции того, как современный «экранный контент» отражает эти ценности.

  То, что я утверждаю, основывается не на каких-либо верифицируемых исследованиях, не на результатах контент-анализа и даже не на мнениях общепризнанных и всем известных авторитетов в сфере культуры, хотя как раз из последних можно привести достаточно цитат, подтверждающих мои заключения.

  То, о чём я буду говорить и что для меня является практически аксиоматичным, основано на, во-первых, моём личном восприятии современного «экранного контента» (прежде всего в его российском варианте, который, и тут вряд ли кто будет со мной спорить, по-прежнему следует за западным). И это – восприятие человека, достаточно начитанного и насмотревшегося того, что до сих пор считалось «базовыми ценностями» нашей (она же европейская) культуры.

  Во-вторых, я основываюсь на том, какой «экранный контент» сегодня является наиболее популярным и наиболее потребляемым у нынешней публики, так сказать, у «широких читающих и зрительских масс». И, что ещё показательнее и тревожнее – у современных, извините за выражение, «творцов» или, ещё раз извините, у «креативного класса».

О моей ненаучной терминологии: кривое зеркало – это то, что обозначается сейчас фразой «Я так вижу!» Перевёрнутое зеркало – это прямая ложь, часто основанная на невежестве, но не реже – на примитивных либо антисоветизме, либо русофобии.

И ещё одно. Я исхожу из гипотезы, которую не только я разделяю: золотой век европейской и русской культуры, их вершины – позади. И мы давно уже спускаемся, а порой и катимся кувырком вниз. Не исключаю, что в пропасть. Но произведения, отражающие «базовые ценности» ушедшего золотого века, уже созданы. Они остаются. И пока ещё их можно увидеть и сравнить с ними то, что мы имеем и наблюдаем сейчас.

Ценности декларируемые и реальность

  Начну, что, между прочим, совершенно научно, с языка – главного носителя культурного контента, с нашего современного языка, определяющего содержание как коллективного, так и, в большинстве случаев, индивидуального сознания. Это уже не литературный русский язык, а, как я его называю, «вульгарный русский» – язык, формируемый в основном средствами массовой информации и в первую очередь телевидением как основным каналом распространения массовой культуры, и язык, на телевидении же (а также в кино, в блогосфере и на эстраде) бытующий.

«Вульгарный русский язык (или современный телерадиоязык, язык массовой культуры) – это неупорядоченная смесь неграмотной русской речи столиц, южнорусских (в основном) говоров, одесского наречия, квазирусского языка выходцев из Средней Азии и с Кавказа, англицизмов (причём часто даже не транскрибированных), уголовной лексики (фени), обсценной лексики (как правило, в наиболее пошлом её варианте) и стёба (языкового кривляния и глумления), причём всё это чаще всего при полнейшей примитивности языковых конструкций, но  с претензией на  высоколобость» [1].

То, что я перечислю (только перечислю, без примеров и доказательств) ниже – суть многочисленные ипостаси того что и демонстрируют широкой публике, фактически – всей нации кривые и перевёрнутые зеркала современной «экранной» культуры, в том числе и телевизионной. А примеры легко обнаружит каждый, кто более или менее регулярно смотрит передачи даже не сетевые телеканалы, а телеканалы, определяемые как федеральные, то есть входящие в два первых мультиплекса.

  Кстати, нетрудно заметить, что всё, что я перечислю ниже, прямо или скрыто-опосредовано противоречит тому, что относят к числу традиционных ценностей России, утверждённых указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года (№ 809) «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а именно: «Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [2].

Лично я не считаю данный список, во-первых, бесспорным, а во-вторых, исчерпывающим (например, в нём полностью отсутствуют эстетические ценности, хотя массовая культура через экранные искусства активно над их трансформацией, причём именно в деструктивном направлении, работает). Но сравнение того, что я перечислю ниже, даже с этим слишком общим и, на мой взгляд, излишне пафосным списком, покажет глубину и остроту культурного кризиса, в котором мы (но не только Россия, разумеется) находимся.

Что конкретно мы имеем?

Итак, что же мы наблюдаем в тех самых кривых и перевёрнутых зеркалах современной российской «экранной культуры»?

  Естественное и существующее, но в неестественных (преувеличенных) масштабах представленное аномальное, криминальное, девиантное, извращённое поведение. Прежде всего это касается, извините физиологии во всех её проявлениях – от любви-секса до пищеварения и других физических действий человеческого организма.

  Добропорядочные семейные отношения и реализация инстинкта продолжения рода как скорее аномальное, чем естественное и нормальное.

  Бесспорное преобладание эгоистического начала в человеке над коллективистским и альтруистическим.

Низведение прекрасного до уровня красивого, а затем и гламурного. Уравнивание безобразного с прекрасным и даже любование скорее первым, безобразным, чем вторым. Фактический отказ от прекрасного как идеала, образца, примера для подражания и цели, в том числе – цели искусства.

Отказ от моральных идеалов. Ложно и спекулятивно трактуемое утверждение «Человек грешен» в сторону «Нельзя не грешить» и даже «Можно грешить». Всепрощенчество как категорический императив, особенно по отношению к самому себе и своей группе.

Уравнивание знания и невежества. Более того, бахвальство невежества и его рекламирование.  

  Дискредитация традиции преемственности поколений в смысле передачи знаний, жизненного опыта и моральных образцов. Культ молодёжи.

Культ меньшинств, причём всех и в первую очередь самых маргинальных. Под это подводится теоретическая база в виде справедливых, но примитивно и спекулятивно трактуемых формул: «Правит всегда меньшинство» и «Именно меньшинства ведут общество вперёд».

Нарастание, возможно, неизбежное, культа силы.

Деньги (богатство) как основное мерило творческого преуспевания.

Уравнивание профанного «творчества» с творчеством истинным. Раньше (примерно до середины ХХ века) «творец» масскульта понимал, что он не способен создавать творение высокой культуры (высокого искусства). Теперь он ставит себя выше настоящих творцов (творцов высокого искусства) и даже не стремится быть скромным.

Особая и тонкая проблема – образ «маленького человека» в современной массовой культуре. С одной стороны, декларируется, что маленький человек не должен быть ни в чём ущемлён. Но, с другой стороны, для него закрываются любые перспективы «стать большим», ибо «больших» не может и не должно быть много. Культ исключительности немногих или «меньшинств».

Наконец, глумление (стёб), оскорбление святынь как основной приём современного уже не только юмора, но и так называемого «концептуального искусства».

И всё это массовая культуры делает с удовольствием, с радостью, с песнями и плясками, а те, кого мы раньше считали учёными (то есть людьми гораздо более сведущими, чем мы), эстетами (то есть теми, кто обладает куда более тонким вкусом, чем мы) и моральными авторитетами в большинстве своём либо пассивно за всем происходящим наблюдают, либо даже находят слова и теории для оправдания всего происходящего.

Что делать? Совершить телевизионную революцию!

В принципе ответ очевиден: необходима телевизионная революция (революция в «экранных искусствах»). Ясно, что такая революция может быть совершена только сверху. И она будет равна тому, что В.И. Ленин в своё время называл культурной революцией.

  А какой она должна быть? У меня есть развёрнутый ответ на этот вопрос, но здесь я его раскрывать не буду. Намечу только два направления – фундаментальное и паллиативное.

  Фундаментальное направление таково. По-моему, ясно, что свершение такой революции невозможно, как минимум, если не отдать один из общенациональных телеканалов под тематику, относящуюся исключительно к высокой культуре и тем самым базовыми культурным ценностями. Массовая культура с такого канала должна быть изгнана вовсе. Да, это потребует полного бюджетного финансирования этого канала. Но ведь это – деньги, вкладываемые в будущее.

Кроме того, необходимо создать специальный федеральный образовательный канал. Ведь столько в Сети бреда на тему образования гуляет. А между тем, по снятым в СССР фильмам можно было бы, даже не заглядывая в книги, изучить: всю прозу и драматургию Пушкина; почти всю прозу и драматургию Лермонтова; естественно, Грибоедова; почти всего Гоголя; почти всю прозу и драматургию Тургенева; все основные произведения Толстого, Достоевского, Александра Островского, десятки рассказов и почти все пьесы Чехова, Горького и т.д. Ну а далее: Шолохов и другие советские авторы. А также Шекспир, Бальзак и многие другие европейские классики.

Между прочим, и историю тоже можно было бы по советским фильмам изучать.

Этот федеральный образовательный телеканал (как филиал того основного, о котором я говорил) должен иметь средства для заказа новых экранизаций классики. Естественно, не в переиначенном виде.

И второе, паллиативное, направление. В качестве полумер можно было бы начать с так сказать самоочищения. Например, убрать многих телеведущих: прежде всего хамов (в мужском варианте они обычно именуются мачо); убрать абсолютное большинство так называемых экспертов (начиная с астрологов и светских львиц); ввести пристойный дресс-код; полностью исключить обсценную лексику (причём не только мат), не приглашая в эфир тех, кто этим злоупотребляет не только на телевидении, а в любом публичном пространстве. Убрать всё, что именуется неприличным словом «стёб», но по сути является глумлением. Цензура ли это? Конечно, нет. И, кстати, не требует никаких дополнительных финансовых расходов. Скорее, деньги будут сэкономлены.

Убрать из всяких жюри всяких конкурсов тех, кто умеет оценивать выступления участников, используя, как правило, только такие слова: «круто», «супер», «вау», «я в шоке», «ты большой молодец!» и прочее в том же духе.

Кстати, у меня полностью продуман механизм «цензуры без цензуры». Это – отдельный специальный вопрос. Сохранение «базовых культурных ценностей», как вы понимаете, невозможно без табуирования некоторых вещей.

Заключение

Более подробно о содержании и шагах новой культурной (телевизионной) революции –  в другой раз.

Да, я прекрасно понимаю, что показывать на экране доброе гораздо сложнее, чем злое, гнусное, мерзкое. Однако классическая литература это всё-таки умела. Значит, есть рецепты… И их нетрудно сформулировать. И даже воплотить в практику.

Если, конечно, захотеть.

Список литературы

  1. Третьяков В.Т. Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал. Курс лекций. –  М.: Ладомир, 2015. – С. 605.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года (№ 809) «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». – URL:  http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=3 (дата обращения – 05.02.2024).
Рубрики: Статьи

0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder