Тезисы выступления на Форуме Армия-2022

Зачем? Если бы я отвечал на этот вопрос на Форуме в прошлом году, то потратил бы на
ответ гораздо больше времени. Сейчас же, похоже, большая часть общества уже не ищет ответа
на этот вопрос, а просто уверена, что идеология у нашего государства (национальная идеология)
должна быть.
Тем не менее, напомню об очевидном (для всех, кроме невежд): если у страны нет чётко
сформулированной, а главное – ясно осознаваемой идеологии, то образовавшийся идейный
(идеологический) вакуум обязательно будет заполнен чужой идеологией. Иных вариантов нет.
Это закон общественного бытия.
Поэтому сегодня я буду говорить в основном о том, какая идеология нужна России. Но до
того сделаю ещё одно замечание.
Одни постоянно смешивают такие понятия, как «государство» (не совсем правильно
понимая под этим только власть), «страну» и «нацию» (или «народ»). Для других эти понятия – в
обыденном языке уж точно – являются синонимами.
Так вот. Понятия эти, конечно, разные, но процветание и первого, и второго, и третьего
возможно только тогда, когда между этими феноменами возникает максимально возможное
единство и максимально непротиворечивое взаимодействие. Или, как сейчас модно выражаться,
синергия. Это очень важное замечание. Напомню, что ничего подобного мы не имели у нас ни в
восьмидесятых, ни в период так называемой перестройки. А в 90-е разрыв между этими тремя
феноменами был настолько катастрофическим, что Россия едва не исчезла.
И вот как раз национальная идеологии, более или менее ясно артикулируемая и
декларируемая, и призвана обеспечить максимальную синергию государства (пусть власти),
страны и нации (народа).

Теперь собственно об идеологии. Я, как мне кажется, могу довольно точно и подробно
описать нужную России идеологии, но это заняло бы слишком много времени. Кроме того,
прежде всего нужно описать составляющие нашей национальной (и любой другой) идеологии.
Увы, многие считают, что это набор красивых и вдохновляющих фраз, то есть лозунгов,
пропечатанных в каком-то официальном документе.
Нет, это далеко не так. Совсем не так. Это гораздо сложнее и гораздо фундаментальнее.
Итак, необходимыми составляющими любой идеологии являются не лозунги, фразы или
афоризмы, а следующее.
Национальная философия, или метафизика. Ранее в этой роли, как правило, выступала
религия. Сейчас национальная философия не может сводиться только к религии, но и не должна
исключать её. Что, кстати, является большой проблемой, так как общество (а на западе от России
особенно) всё больше секуляризируется.
Есть ли сейчас у России такая философия? Нет!
Следующая обязательная составляющая – философия истории. Истории человечества
вообще и своей собственной страны в частности. Когда я слышу, что советский период является
чёрной дырой или тупиком в развитии нашей страны, то сразу понимаю, что это не описание
истории России, а отрицание и самой России, и её истории.
Кстати, идейные и даже «научные» шараханья наших официальных историков в этом
смысле более чем показательны.
Итак, у нас нет и философии истории.
Следующая составляющая – национальная мораль, или этика. Это не только система табу,
но и национальный моральный идеал (ясно, что недостижимый), или идеал добродетели, за
чертой которого – грех, зло и преступление.
Примыкает к этому национальная эстетика, то есть идеал прекрасного. За его пределами
– не только безобразное, но и просто красивое (гламурное в нынешней терминологии) и
некрасивое. Наша так называемая «творческая интеллигенция» совершенно отреклась от этого.
Как, кстати, и от морального идеала.
Далее: национальная социология, то есть максимально точное представление о реальном
состоянии общества и желаемый образ желаемого общественного устройства. Ключевой вопрос
здесь – определение национального понимания общественной справедливости. А также
национальная демографическая политика и образ семьи.
И ещё: система констант и переменных национальной политической системы.
Наконец, последнее – образ желамого отдалённого будущего, или национальная
футурология.
А всё остальное, чаще всего у нас обсуждаемое, но без опоры на самое фундаментальное,
перечисленное мною выше, суть уже производные, а именно: стратегические национальные
интересы, система и принципы отношений с другими странами, конкретно международная
политика, внутренняя экономическая политика и проч.
Наконец, последнее, что необходимо упомянуть, ибо и это тоже фундаментально, ибо с
утерей этого мы не сможем выработать и сформулировать национальную идеологию. Это
национальный язык (в случае России в первую очередь, конечно, русский), национальная
культура и – как инструмент и механизм – национальные СМИ и национальная массовая
культура.

Как вы понимаете, со всеми этими тремя институтами дела у нас обстоят далеко не
блестяще, если не выразиться грубее, но точнее.
Но в массовом общественном сознании национальная идеология существует не в виде
документов – конституций и стратегий, не в виде идеологических схем или систем, а в виде
мифологии, которая, помимо прочего, включает в себя и пантеон национальных героев, и образы
друзей и врага. А как создаётся национальная мифология? Она создаётся системой образования,
культурой и искусством – от букварей и мультфильмов до современных так называемых
«бестселлеров» и «блокбастеров», от языка и поступков чиновников и медийных личностей до
языка тех, кого мы раньше называли интеллигенцией. А тут у нас полная эклектика, абсолютный
хаос, смешение политического и культурного французского (ныне английского) с политическим и
культурным нижегородским.


Рубрики: Статьи

1 комментарий

Аватар

Oleg Dementyev · 19.02.2023 в 20:49

У каждого своя идеология сейчас и она меняется от разных факторов практически у каждого. У кого-то вектора этих идеологий совпадают, у кого то нет. И, по моему мнению, задача государства уловить совокупность этих личных идеологий, мировоззрений большинства, если у нас демократия, а не что-то другое, и стремиться идти в этом направлении.

Добавить комментарий

Avatar placeholder