Философию – в массы!

Тезисы выступления на Международной научной конференции «Мироновские чтения» (Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, 4 апреля 2023 г.)


Для меня большая честь принимать участие в научной конференции, посвящённой памяти замечательного российского учёного и моего, как и многих присутствующих, друга Владимира Васильевича Миронова.

            Большой жизненный и профессиональный опыт, а это опыт прежде всего в сфере политики и политического анализа, то есть и политической философии, позволяет мне – не без риска быть неправильно понятым, но это меня не пугает – утверждать, что у меня есть ответы на почти все фундаментальные вопросы философии, а уж о текущих, актуальных, злободневных – и говорить нечего.

            Но, конечно же, с моей стороны было бы верхом самонадеянности и неосмотрительности пытаться в кругу участников данной конференции выступать с тем, что дипломированные философы считают сферой исключительно своего эзотерического знания.

            Посему моё выступление посвящено прикладному, общественно-политическому значению философского осмысления того, что с нами происходит, а совсем конкретно – того, что происходит, а главное – что будет происходить с Россией.

  1. Мне представляется очевидным, что такое осмысление у нас отсутствует, а наше движение к будущему и в будущее происходит фактически по воле одного человека, что, конечно, не является воплощением абсолютного волюнтаризма, ибо и он зависим от общего хода истории и является её орудием, но всё равно опасно, ибо это означает, что следующий лидер, а это уже не раз было в истории России – в ХХ веке определённо, возможно, будет склонен к чему-то прямо противоположному. Если Ельцин ошибся в своём преемнике, то почему эта ошибка не может повториться? Разве она уникальна?
  2. Но в конечном счёте дело не в конкретных людях, даже лидерах, а в том, что общество, страна, особенно такая сложная, как Россия, не может долго, а тем более успешно существовать и развиваться без общепринятой, общеосознаваемой, пусть и подсознательно осознаваемой (извините за каламбур) идеологии, в основе которой, естественно, лежит определённая философская концепция. Причём концепция не оперативная и даже не стратегическая, а именно философская, метафизическая.
  3. Нет у России сейчас такой концепции. «Историческое выживание» России, её «максимальная суверенность» и «самодержавность» (не в монархическом смысле, естественно), опора на «традиционные ценности» — это всё правильно и необходимо, но недостаточно. Недостаточно для нашего будущего, хотя и даёт хорошие ориентиры для действий в настоящем, в сегодняшнем.
  4. Отказавшись от марксистско-ленинской философии (и неважно, была ли она утопична, ошибочна или просто неумело реализовывалась), мы оказались без философии вообще. Без царя в голове, говоря по-простому. И не нужно обольщаться: чужие и чуждые нам философские концепты из нашего общественного сознания, из сознания значительной части правящего класса не испарились. А надеяться на то, что современное православие, при всём моём уважении к Русской Православной Церкви, даёт и даст все нужные нам ответы для будущего, неразумно и недальновидно.
  5. Всё сказанное выше достаточно очевидно, но мне потребовалась эта преамбула для того, чтобы сказать главное, ради чего я рискнул взять слово. Я не утверждаю, что где-то в глубинах философской мысли России не существует уже та мировоззренческая концепция, которая нужна нашей стране. Я просто этого не знаю. Но раз не знаю я, значит, не знает и абсолютное большинство населения России, в том числе и самая образованная её часть.
  6. Если даже предположить, что такая концепция, причём относящаяся не только к самой России, но и к человеческой цивилизации в целом, и наличествует, то я не вижу её присутствия в медийном поле, а именно оно, а отнюдь не образование и не выходящие мизерными тиражами книги, определяет сегодня текущее состояние умов в России.
  7. Следовательно, отечественные знатоки философии и философы всех и всяческих разливов должны присутствовать в современном медийном пространстве, причём постоянно, а не спорадически и не в качестве декламаторов трёхминутных спичей.
  8. Это, конечно, не панацея. Но это действие, которое, возможно, приведёт к желаемому результату, хотя бы частично.
  9. Итак, возвращаюсь к тому, о чём мы в своё время говорили с Владимиром Васильевичем Мироновым и о чём, если не ошибаюсь, я уже говорил и на одной из конференций на вашем факультете. Ещё раз предлагаю задуматься о съёмках и регулярном выкладывании в Сеть «Философских диалогов о будущем России» —то есть о нашем, двух факультетов, совместном проекте.
  10. «Философию – в массы!» — так я назвал это своё выступление. Массы – известно где, но явно не в этом зале. Философы как раз в этом зале и в его окрестностях находятся. Тире – это Сеть и возможности нашего факультета.

Себя я скромно-нескромно предлагаю в качестве модератора этих «диалогов».

Спасибо!

Рубрики: Статьи

0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder