В историческом диапазоне от Михаила Каткова до сегодняшнего дня (включая нашумевший фильм НТВ «Анатомия протеста»).

Я буду, разумеется, в команде Дмитрия Киселева.

Вот несколько тезисов, с которыми сегодня выступлю.

Объективным может быть либо теоретик, либо незаинтересованный сторонний наблюдатель, либо равнодушный человек.

К чему политически равнодушны сегодня журналисты в нашей стране? К выборам (президентским, парламентским, местным)? Нет. К назначениям и отставкам в правительстве? Нет. К выбору Россией союзников во внешнем мире? К ходу и содержанию экономических и политических реформ? Конечно же, нет.

Журналист не может быть объективен не только во время революции или внешней войны. Он не может быть объективен никогда. В частности, потому, что значительная часть журналистов, во всяком случае, большинство руководителей самых значимых СМИ, входят в правящий класс.

Вопрос лишь в том, осознает ли журналист свою необъективность, скрывает ли он ее от аудитории, ограничивает ли ее разумными рамками и — главное — сверяет ли он свою собственную необъективность с общественными интересами или лишь с тем, что значимо только для него: деньги, слава, приказ хозяина или руководителя СМИ, уверенность в собственной правоте при трактовке интересов общества.

Журналист не может быть объективен и в межвыборные периоды, ибо таковых, строго говоря, не бывает. Проходят парламентские выборы — приходят президентские. Минуют эти — наступят губернаторские. Затем местные. Нет правительственного кризиса, но есть парламентский. Нет парламентского — есть кризис экономический или политический. Или одни недовольные на Болотной площади. Или другие — на Манежной. Реформы продолжаются — и конца им не видно, и равнодушных нет.

Безусловно, плюрализм собственности на СМИ, партийный плюрализм, наконец, человеческий плюрализм мнений в условиях демократии гасит значительную долю индивидуальной необъективности, балансирует систему.

Но можно ли на основе этого сказать, что всякий журналист субъективен, а журналистика в целом — объективна? Как бы хотелось ответить утвердительно. Но ответ будет отрицательным. И причин тому много.

Журналисты — носители политической профессии. Политика не может быть объективной.

Каждый обычный человек читает одну, в лучшем случае две газеты. Смотрит в основном один-два-три телеканала. Обретается в двух-трех социальных сетях. Выбирая газету или телеканал, читатель и зритель выбирает их политическую линию. Ибо она притягивает аудиторию так же, как и реклама любимых товаров.

Как пойдет дискуссия, предсказать не берусь. Посмотрим вместе?!.

«Исторический процесс», сегодня, 22.55. Россия 1