(Тезисы доклада на VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа». Высшая школа телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова, 15 ноября 2024 г.)

В принципе ответ на второй вопрос, поставленный в название моего доклада, который я, разумеется, изложу только тезисно, я уже дал в одном из своих афоризмов: «Если бы у древних греков были Интернет и телевидение, у нас сейчас не было бы ни Интернета, ни телевидения».

         А теперь чуть подробнее.

         На днях в Сети и в СМИ прошумела история о двух молодых дурах, которые, приехав в Москву из Владимирской области, засняли для своих блогов то, как, находясь у Крокус-сити, они со смехом продекларировали, что «приехали сюда совершить теракт».

         Исключение ли из правил эти две молодые дуры? Увы, нет. Да, ещё не правило, но уже и не исключение, а второе правило.

         Обратимся непосредственно к образованию.

         Учатся ли, или учились ли эти малолетки в школе, то есть находятся ли они в системе всеобщего среднего, причём бесплатного, образования? Да, конечно.

         Являются ли их семьи сторонниками терроризма? Крайне маловероятно.

         Являются ли они верующими – этот деликатный аспект проблемы я оставлю в стороне. Но по внешним признакам они принадлежат к православной цивилизации, отнюдь не практикующий терроризм ни в прошлом, ни в настоящем.

         Напомню, что именно семья, религия и система образования (школа) образовывают и воспитывают (здесь, для того, чтобы не уходить в сторону, пусть и важную, предлагаю считать, что образование автоматически является и воспитанием) ребёнка, юного человека.

         Ещё этим занимаются (автоматически): двор (внешнее не семейное окружение), культура в целом, особенно массовая, и, со второй половины ХХ века определённо, СМИ, включая самое мощное из них – телевидение, а с начала нашего века и Интернет, то есть интерактивные медиа.

         Итак, кто побеждает в воспитании современной молодёжи? Государственная (общественная) система образования? Нет. Увы, нет. Категорически – нет!

         Все наши дети ходят в среднюю школу. Там, помимо прочего, есть курс русской литературы, ещё не до конца убитый, но по-прежнему прозападный по методам преподавания, а отчасти и по содержанию.

         Теперь рассмотрим два варианта. Первый. Курс русской литературы преподают хорошо (очень-очень большое допущение), но двух этих девиц интересует совсем другое, то, что более привлекательно и окружает их как вне школы, так и во время уроков (через смартфоны). Что? Массовая культура, телевидение и прочие экранные искусства, Интернет, блогосфера.

         Второй вариант. Литературу преподают плохо. То есть дети не слышали о «Бедной Лизе», не читали «Преступление и наказание» дальше той страницы, на которой Раскольников укокошил старуху-процентщицу и заодно её беременную сестру. Дальнейшие мучения Раскольникова школьникам неизвестны. Что уж говорить о каком-нибудь «Воскресении» или «Бесах». Или о советской военной прозе.

         Что побеждает в этом случае, что определяет сознание и поведение многих и многих молодых людей? Ответ ещё более очевиден.

         Зачем нужно образование? Для того, чтобы обогатить «свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Да, это не популярный ныне, в том числе и в нашей школе, Владимир Ленин. Но разве не абсолютно верно то, что он сказал?

         Но эта цель получения образования, так сказать, слишком общая и слишком идеальная.

         Прагматически, житейски, большинство молодых людей получают образование для того, чтобы:

  1. Заниматься в жизни тем, что им нравится;
  2. Больше зарабатывать, то есть преуспевать материально;
  3. Прославиться, стать знаменитым, авторитетным, влиятельным;
  4. Войти в так называемую элиту, в правящий класс, в число управлявших, а не управляемых.

Все эти цели отнюдь не предосудительны. Но…

Но обратим внимание на четыре ключевых момента.

Первый. Раньше человек знал, что всё перечисленное будет ему доступно только тогда, когда ты станешь образованным, будешь учиться и много знать.

Второй. Формальное образование (получение диплома, корочек) и образование в настоящем смысле слова, это разные вещи.

Третий. Образование – это труд. Он вытесняет на какое-то время отдых, развлечения и прочие «приятные» для молодёжи вещи.

Четвёртый, может быть, самый принципиальный момент. Нельзя, невозможно, грубо говоря, лезть со свиным рылом в калачный ряд. Пока ты невежда, ты не имеешь не только интеллектуального, но и морального, да и просто житейского права спорить с людьми образованными. Скажи спасибо, если они дают тебе право их слушать и учить тебя.

Что же в этом плане мы имеем сегодня, когда массовая культура, телевидение, экранные искусства (когда читать не нужно) и интерактивные СМИ доминируют в сознании не только подростков, но и вполне зрелых, но всё ещё молодых людей, то есть будущего нашего общества? Печальную картину, если не сказать – трагическую.

Первое прим. Прославиться, много зарабатывать и прочее можно и не имея образования, будучи невеждой.

Второе прим. То есть формально образование («корочки») нужно иметь, но это не значит, что нужно реально что-то знать. А «корочки» сегодня получить легко, даже не учась серьёзно.

Третье прим. Трудиться тяжело и неинтересно. А жизнь должна быть «комфортной» и весёлой.

Четвёртое прим. Невежество сегодня не ущербность, не грех и не свинство. Ничего стыдного в нём нет. Но ещё более того – и невежды право имеют. Тем более, что они преуспевают. В массовой культуре и мультимедийных СМИ они преуспевают.

И ещё более: в обществе невежд глупо быть мудрецом (это не мой афоризм, но, увы, справедливый).

Наконец, два диссонанса, о которых я рассказываю студентам, помимо всем известного когнитивного: эстетический и этический.

Нет теперь границы (и в нынешнем образовании) между Добром и Злом.

Нет границы (и в образовании тоже) между Прекрасным и Безобразным.

         Идеалы и священное, святое (не только в религиозном смысле) низвергнуты. Стёб, глумление над любыми идеалами и святынями позволены всем, а молодым особенно: они же дети!

         Грешить можно – наказывать за это грех!

         Итак, крепость образования, окружённая со всех сторон супостатами, ещё не пала, но троянский конь в виде «развлечений и комфорта» внутрь неё уже заведён.

         Конечно, в таких условиях никакой Московский университет в 1755 году не возник бы. Но, по счастью, тогда были другие условия – без Интернета и телевидения.

         Что делать? Лично мне ответ ясен, но это тема другого доклада.

         А нашим студентам я предлагаю попытаться оставаться умными, образованными, ответственными и не расстающимися с идеалами прекрасного и добра даже в обществе шутов, клоунов и фриков. То есть учиться, а затем всё-таки сделать телевидение лучше!

         Спасибо!

Рубрики: Статьи

0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder