13 тезисов о лжи и обмане

(Тезисы доклада на научной конференции ВШТ МГУ 23.04.2019)

  1. Три эпиграфа (первый тезис)

            Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! – Красиво, но лишь в речи литературного героя.

            ***

            Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад! – Это не только о влюбленном в женщину мужчине.

            ***

            Если к правде святой 

Мир дороги найти не умеет – 

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой! – То есть ложь и обман (самообман) свойственная и даже приятна человеческой психике

2. Своим студентам при чтении лекции, которая касается вопросов, вынесенных в название нашей конференции, я даю простой силлогизм:

Человеку свойственно лгать и обманывать.

Журналисты (а равно и кинематографисты, телевизионщики) – люди.

Следовательно, журналистам (а равно и…) свойственно лгать и обманывать.

И для убедительности провожу простейший тест – прошу: — Поднимите руки те, кто вчера в течение суток ни разу не соврал и ни разу никого не обманул.

Две-три руки поднимаются, не больше. Когда я им говорю: — Подумайте! Вспомните хорошенько! – чаще всего опускаются и эти руки.

Стоит ли проводить такой опрос в данной – взрослой – аудитории?

3. Кстати, все мы знаем, что честным людям, как правило, живётся гораздо труднее, чем обманщикам.

Более того, мы знаем, что «патологически честные люди» очень неудобны, а, бывает, и неприятны в общении.

4. А теперь от жизни, причём, заметьте, реальной, а не придуманной, перейдём к теории и современной медиапрактике. И я ответственно утверждаю, что практически ничего нового в сегодняшнем положении дел мы не имеем. Разве что масштабы.

5. Все учебники журналистики, как западные, так и наши, в том числе и постсоветские, которые вообще максимально приблизились идеологически и концептуально к западным, исходят из того, что СМИ, во-первых, призваны распространять объективную (читай: правдивую) информацию; во-вторых, именно это и делают, за исключением некоторых нехороших журналистов и журналистов некоторых нехороших стран (Россия в любой своей ипостаси к этим странам Западом всегда относилась).

В моём же учебнике журналистики, начиная с первого его издания 2004 года, имеется лекция «Правда, ложь, обман и умолчание в журналистике». То есть я всегда исходил из того, что ложь и обман (целенаправленная ложь) является имманентным качеством журналистики. Что следует, как минимум, из двух из её главных функций, а именно: функции управления (то есть политической функции) и интегративно-коммуникативной функции.

Почему? Потому что управлять – значит, и обманывать. И потому что держать общество в состоянии единства, консолидации тоже невозможно без тех или иных форм обмана (как минимум, умолчания).

В связи с этим я вообще могу сделать основным содержанием своего настоящего доклада пересказ этой моей лекции, но, естественно, ограничусь лишь ссылкой на неё.

6. Кстати, есть ещё и конкуренция, о которой тоже подробно говорится в моём учебнике, где я, в частности, перечисляю способы и методы недобросовестной конкуренции, которые по определению являются обманом.

7. Так что же сейчас в этом плане – использование обмана и лжи, если разобраться детально, – нового?

Три аспекта. Кстати, и о них я рассказываю в своём курсе теории и практики журналистики, а именно в том месте, когда объясняю, чем так называемые новые события отличаются от уже привычных и много раз происходивших.

Это, во-первых, как я уже сказал, масштаб. Это, во-вторых, технологическая новизна. Это, в-третьих, появление новых субъектов, которые ранее с данным явлением (массовым публичным распространением лжи и обмана) не были связаны.

Все три фактора мы имеем сегодня в том, что называем фейковой журналистикой и что видим на экранах, как телевизионных, так и киноэкранах. Ну и, конечно, в Сети.

8. Масштабы – связаны с всеохватностью, то есть тотальностью современных СМИ и массовой культуры, к которой относится и современный кинематограф. И Интернет. А всеохватность переводится на привычный нам политический язык так – тотальность. А тотальность всегда чревата тоталитарностью (о чём я тоже рассказываю своим студентам, как минимум, с 2004 года).

Технологические (технические) возможности (компьютерная графика и прочее) – очевидно.

Ну и многосубъектность современных медийного и масскульного полей. Сеть здесь создала неограниченные возможности практически для всех жителей Земли. Уже сегодня – это миллиарды медиасубъектов, включая непрофессиональные.

Но профессионалам, которые пытались, пусть весьма непоследовательно, сохранять какие-то правила приличия, когда они стали проигрывать самодеятельным производителям фейков (обманок), стало обидно. И они начали производить фейки профессионально и поставили это на конвейер, мощность которого практически беспредельна.

9. Следующее: фантомообразующая функция журналистики. Тем более – любого творчества, включая и кинематографию и современное телепроизводство.

Авторы впадают раж от возможности и права фантазировать. Соревнуются в этом друг с другом. И постепенно из художественного кино это перешло в документальное, тем более, что технические возможности с конца ХХ века возможности тут стали безграничны.

Яркий пример: Полёт американцев на Луну и съёмки в павильоне. Мокьюментари. И прочее. А монтаж в классическом документальном кино?

А знаменитая универсальная формула, оправдывающая ЛЮБОЙ обман: Я ТАК вижу!

А далее, как минимум, соревнование в способности фантазировать и масштабах фантазий.

10. Наконец, собственно пропаганда, которая всегда являлась частью журналистики и тем более – медиа как системы. По крайней мере, в политической и экономической журналистике, где конкуренция присутствовала всегда по определению. Ибо политика есть конкуренция разных сил и стран, а рынок есть конкуренция разных производителей и продавцов.

Опять же: и об этом подробно рассказано в моём учебнике журналистики.

11. Современная медиакультура, особенно телевизионная, это карнавал, тотальный и непрерывный карнавал. А карнавал – это всегда обман. Пусть в классических (традиционных) формах – безобидная.

Но если карнавал подменяет жизнь полностью и всегда, то это уже опасно. Особенно для молодых, незрелых людей.

12. Опять же: в своём учебнике «Как стать знаменитым журналистом» я описываю, как минимум, 6 (шесть!) кругов обмана, постоянно циркулирующих в медийном (карнавальном) потоке.

13. Самое последнее. Оказалось, пусть это и не открытие последних десятилетий (см. три эпиграфа), но открытие недавнего ХХ века, люди охотно воспринимают ложь. Часто даже с большей охотой, чем правду.

Чем абсурднее и чем грандиознее ложь, тем она более эффективна! – это работает.

Большая ложь (нем. Große Lüge) — пропагандистский приём. Определён Адольфом Гитлером в книге «Моя борьба» как «ложь настолько „огромная“, что никто не поверит в то, что кто-то имел смелость обезобразить действительность так бесстыже».

А раз это работает, то значит, это будет использоваться.

Вопрос в том, что с этим делать? Но это тема другого доклада.

Скажу здесь лишь то, что у меня большие сомнения, что БОЛЬШУЮ и ПОСТОЯННУЮ, да ещё ИНТЕРЕСНУЮ ложь можно победить ТОЛЬКО правдой. Боюсь, что против одной БОЛЬШОЙ лжи нужно действовать другой БОЛЬШОЙ ложью…

Рубрики: Статьи

0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder