Тезисы выступления на конференции ВШТ МГУ (8.11.2019)
Конечно, я не могу утверждать, что успеваю следить за всеми публикациями, касающимися современных экранных СМИ, но на основе того, что я успеваю прочитать и просмотреть, у меня создаётся впечатление, что некоторые важнейшие, я бы сказал – цивилизационно значимые проблемы по каким-то причинам всё время уходят из сферы серьёзного научного (насколько он в этой сфере возможен) анализа, оставляя лишь след в текстах некоторых телекритиков.
Вниманию участников нашей конференции я бы предложил краткое описание нескольких таких проблем.
Первая проблема вроде бы давно обозначена и хорошо известна. Это проблема реального и виртуального.
Но мне кажется актуальным, а точнее и по-русски говоря – злободневным или даже злобовечным не просто фиксация и описание виртуального, а, во-первых, тенденция возрастания объёмов виртуального и, во-вторых, цели и направления искусственного (вне «естественных» технических тенденций) вытеснения реального виртуальным. По-моему, это уже вполне сформировавшаяся политика и даже стратегия, насколько осознанная и сознательно ведущаяся, сказать не могу. Но ощущения (а тут очень важны именно ощущения) очень тревожные.
В рамках этой проблемы, но несколько особняков в ней стоящая просматривается, на мой взгляд, вторая проблема, а именно: проблема формирования иной, отличающейся от известной нам, истории.
Например, изучена ли и проанализирована ли кем-либо, например, как излагается история нашей страны, допустим, в ХХ веке в трёх её наличествующих экранных вариантах: 1) советский вариант (художественный, документальный и телевизионный), 2) нынешний (его условно можно назвать антисоветским) вариант (тут ещё добавляется сетевая ипостась); 3) западный вариант.
Разумеется, проблема гораздо шире и фактически она относится к истории всего мира, всех времён и всех (или многих) стран.
А далее мы естественным путём переходим к доминирующим тенденциям в современном образовании, из которого всё активнее и активнее вытесняется книжная культура.
Третья проблема касается не истории, а современности, экранного показа современной, текущей жизни. Проведён ли фундаментальный анализ того, какой представляется современная реальность в наших (и не только наших, разумеется) телесериалах? Насколько эта сериальная реальность отличается от реальности жизненной?
Я считаю, что зря фактически изъяты из наших интеллектуальных дискуссий и нашего интеллектуального анализа такие понятия, как «типичный представитель» и «герой нашего времени».
Четвёртая проблема. Вообще стоит ответить на вопрос – но не теоретически, не умозрительно, а на основе анализа большого объёма экранных произведений разного формата и разных видов, об алгоритмах и целеполагании создания четвёртой (телевизионной, экранной) реальности.
О первой, второй и третьей реальности. Моя трактовка телевидения как третьей с половиной реальности или даже четвёртой.
Творчество ранее: стремление к идеалу – к прекрасному и к моральному образцу. А теперь – к безобразному и к аморальному.
Пятая проблема, отчасти пересекающаяся с четвёртой. Пределы, а точнее – беспредельность современной экранной фантазии. Но что ещё более важно – беспредельная многосубъектность как современных СМИ в целом (Сеть), так и особенно экранных медиа, включая квазимедиа.
Невежество. Безответственность. Провокаторство. Аномальность и асоциальность.
Шестую проблему я обозначил бы так: экспансия глумления. Или (несколько иначе): антикультура глумления.
Свести всю эту проблему просто к нарастанию (кстати, почему, по каким причинам?) или просто расцвету смеховой или карнавальной культуры (что я и сам делаю в моей книге «Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал») уже невозможно. Это слишком просто, слишком узко, слишком, я бы сказал, несмело. Тут что-то большее. И что-то более опасное.
Остановлюсь на этом. И обращу ваше внимание на то, что вообще не упомянул собственно политические проблемы, связанные с современными экранными СМИ – с этой системой как системой управления обществом, с информационными экранными войнами и пр. в этом роде.
0 комментариев