Тезисы выступления на Лихачёвских чтениях (сентябрь 2021 г.)

Публикуется впервые. Чтения были отменены в связи с эпидемией ковида.

  1. Основная тема Лихачёвских чтений 2021 года звучит так: «Диалог культур:
    современные тенденции и новые проблемы». В этом зале присутствуют люди, которые
    могут свидетельствовать, что я всегда весьма скептически относился к такому термину,
    как «культура мира» (а и он обсуждался на наших предыдущих встречах), ибо считаю,
    что не менее фундаментальной константой развития человеческой цивилизации была
    и «культура войны». И уж точно – «культура противостояния», «культура экспансии».
    Я сказал об этом для того, чтобы сразу стало ясно, почему я с каждым годом со всё
    большей и большей настороженностью отношусь и чрезвычайно модной все последние годы
    теме «диалога культур». Ибо, помимо прочего, я всё больше и больше вижу, что этот диалог со
    стороны целого ряда стран, и в первую очередь западных, во-первых, ведётся с позиции силы, а
    во-вторых, ведёт не к взаимному обогащению якобы дискутирующих культур, а к созданию
    «монопольной и единообразной культуры», прямо говорю – к «культурному тоталитаризма»,
    вслед за которым (а иногда и впереди которого) следует тоталитаризм политический.
  2. Прежде всего, хотелось бы всё-таки понять, что мы имеем ввиду, употребляя термин
    «культура». Общераспространённое, то есть по сути профанное, понимание культуры
    имеет исключительно положительную коннотацию. Из чего автоматически вытекает,
    что всё, что есть «культура» — это хорошо.
    Я уже упомянул «культуру войны». Хороша ли она в целом и во всех своих составляющих?
    Сейчас появилась и впала в бурную и агрессивную экспансию ЛГБТ-культура. Хороша ли она? На
    мой взгляд, нет.
    Допустим, я русский ретроград и консерватор. Но тогда я приведу пример из русской
    культуры (в широком смысле) – это «культура мата». Наступившая с гласностью, а потом и
    безбрежной свободой слова агрессивная экспансия этой «культуры», на мой взгляд, сейчас просто
    убивает и русскую культуры в широком смысле слова, и русское искусство – уже не только её
    зрелищные формы, но даже и литературу.
    И я могу привести ещё много примеров такого рода.
    Итак, нам нужно понять и определить, что в той или иной культуре и что в современной
    культуре в целом заслуживает того, чтобы вести с этим диалог, не теряя чести, совести, вкуса, да и
    самого себя.
  3. Прилегающий и достаточно хорошо изученный, но постоянно игнорируемая проблема
    соотношения «культуры» и «массовой культуры». Является ли последняя частью
    первой? Бесспорно. Но нужен ли нам «диалог массовых культур», к чему он может
    привести и, как правило, приводит? Тут ясности нет совсем, а там, где она есть, то это
    ясность негативная.
  4. О равенстве участников диалога. Когда «диалог культур» ведёт директор Эрмитажа
    академик Пиотровский и его коллега, то есть директор Лувра, я априори предполагаю,
    что тут точно соблюдается равенство вступающих в диалог и, скорее всего, будет сам
    диалог.
    Но во всём ли в том, что мы называем «диалогом культур» и по формальным признакам
    является «диалогом культур», такое равенство наблюдается? Смею утверждать, что чаще всего
    нет.
  5. О передовых (прогрессивных) и отсталых (ретроградных) культурах. Сейчас эта
    проблема политизировалась до предела и свелась фактически к тому, что
    «прогрессивной» (то есть западной) «культуре» разрешено унижать и уничтожать всё
    то, что эта «культура» считает «отсталым и ретроградным».
    Вообще путаница (всё чаще намеренная) в понятиях «развитие» и «прогресс» царит
    чрезвычайная.
  6. Есть ещё два утверждения, которые я хочу продекларировать и готов доказать, но на
    это потребуется слишком много времени.
    Первое: современная культура перешла из стадии развития на фундаменте разнообразия к
    стадии единообразия. Разнообразие – это и закон жизни, и сама жизнь. А единообразие – это

смерть. То есть современная культура ведёт нас к смерти. В лучшем случае – это «культура
смерти».
Второе: в узком понимании того, что мы называем человеческой культурой (упрощённо
говоря, искусство), миновало пик своего развития. И этот пик – то, что мы называем классическим
искусством. Теперь мы либо катимся с этих вершин в пропасть, либо – в лучшем случае –
стремительно спускаемся в какую-то долину. Вопрос: в какую?

  1. Наконец, последнее, хотя данная тема в принципе неисчерпаемая. Человек есть
    существо и природное, биологическое, и культурное (то есть искусственное, созданное
    руками самого человека). И если к этой двойственности феномена человека (и всего
    человечества) относиться сегодня, то возникает вопрос: не приводит ли чрезмерное
    увлечение человечества развитием «культуры» автоматически привести к
    расчеловечиванию и человека, и человечества. То есть к гибели человечества,
    созданного природой (или Богом, как считают другие).
    Отсюда мой последний тезис, являющийся утверждением и даже лозунгом: Нам нужен не
    диалог культур, а диалог той культуры, которая к данному историческому моменту сложилась, с
    человеком и человеками.
Рубрики: Статьи

0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder