‘Будущее есть всегда великое x в нашей жизни — неведомая, непроницаемая тайна’
Вместо послесловия

Ангелы могут знать все,
а пророк всего не знает,
потому что мы знаем
и пророчествуем лишь кое-что.

Ориген. ‘Комментарии на Евангелие от Иоанна’

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат Семену Франку, который, рассуждая о том, что и как человек постигает, предлагал представить эмпирическое знание как остров в безбрежном океане неизвестного. И этот океан наличествует, не представляя собой для человека нечто ‘явно-данное’. А само ‘явно-данное’ и дано-то явно только на фоне неведомого бесконечного. Более того, ‘явно-данное’ погружается в неизведанные глубины. Не имея определенных границ (чего не скажешь о настоящем острове в океане), оно неявно сливается с неизвестностью.

В этой неизвестности заключено и будущее, оно уже есть в своей потенциальности, и его хочется охватить взором. Но эта пугающая своим присутствием неизвестность ускользает от привыкшего к статическому эмпиризму разума, который оказывается слаб перед ‘творческой мочью совершающегося в глубинах неопределенности определения’ грядущего.

Что можно поведать о будущем — представлено в нашем сборнике. Ниже в качестве послесловия — три коротких пересказа предвидений грядущего, разнесенных во времени и являющих примеры смелого погружения в океан неизведанного тремя оригинальными представителями разных эпох и цивилизаций. Их предвидения в разной пропорции сочетают пророческое озарение и ‘повторяемость определенных сторон явлений’.

‘Господь обещал нам, что все понимание правды обрящется в Троице’

Я увидал, объят Высоким Светом
И в ясную глубинность погружен,
Три равноемких круга, разных цветом.

Один другим, казалось, отражен:
Данте. ‘Божественная комедия’
(перевод Михаила Лозинского)

Если сущность Средневековья есть христианство, то сущность Нового времени есть сатанизм. Или откажетесь от того, чтобы противопоставлять Новое время и Средние века и чтобы мыслить их в постоянной борьбе, или считайте, что Новое время есть принцип сатанизма.

Алексей Лосев. ‘Дополнение к ‘Диалектике мифа»

Наступало последнее десятилетие XII века. Иерусалим был захвачен мусульманами. Три блестящих монарха взяли на себя крест и выступили в поход отвоевывать Святую землю у сарацинов. Властелин империи Плантагенетов, вложив в этот натиск всю мощь своей монархии, намеревался отчалить на Ближний Восток из Италии. Перед отплытием он искал встречи с монахом-отшельником, которого молва наделяла даром пророчества. Этот маленький человек с лицом, будто бы покрытым пергаментом с неизгладимыми пометами времени, имел авторитет величайшего мистика, искусного толкователя Откровения Иоанна Богослова. Сам же он считал себя ученым, открывшим способ прочтения грядущего по правилам, которые он сформулировал, скрупулезно вчитываясь в тексты Священного Писания, открывая параллели, ‘соответствия’ в Ветхом и Новом Заветах и обращая их в будущее.

Британский король встретился с монахом-цистерцианцем и попросил его разъяснить место из главы 12 Апокалипсиса:

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.

Монах дал ответ:

Жена, облеченная в солнце, под ногами которой луна, а на голове венец из двенадцати звезд, символизирует собой Церковь. Дикий дракон с семью головами и семью диадемами есть дьявол. Семь голов означают семерых главных преследователей Евангелия: Ирода, Нерона, Констанса, ограбившего церковную сокровищницу Рима, Магомета, Мелземута, Саладина и Антихриста. Пятеро первых уже умерли. Саладин живет и правит. Антихрист скоро придет. Торжествует Саладин, но через некоторое время потеряет он Иерусалим и Святую землю.

Монах предсказал, что государь одолеет своих врагов и прославит свое имя. Так оно и вышло.

Этот монах представлял человеческую историю состоящей из трех периодов, соответствующих трем лицам Троицы, то есть он трактовал ее как разворачивание действия Троицы. Каждый период он называл статусом, дабы показать, что они не просто следуют один за другим, но, отличаясь друг от друга, накладываются один на другой, как лица Троицы являются единым Богом. Один статус берет исток в другом.

Первым статусом был статус Бога Отца, эра закона и знания, эпоха Ветхого Завета. Он начинался Адамом и продолжался до Воплощения Христова. И в нем господствовало сословие ‘отцов семейств’, подобных 12 ветхозаветным патриархам.

Второй — статус Бога Сына, который уже достиг своего апогея с явлением в мир Христа, а должен был завершиться в тот самый век, когда жил монах. Это была эра благодати и мудрости, эпоха Нового Завета. Элитой второго статуса являлись клирики, образцом для которых были 12 апостолов.

Третий статус Бога — Святого Духа, статус будущего, открывался Бенедиктом Нурсийским, а приобретал полный размах в XII веке. Его господствующим классом было призвано стать монашество. Это эра еще большей, чем прежде, благодати и ‘полноты разума’. Это кульминация человеческой истории, превращение земной Церкви из активной в созерцающую, появление ‘новых людей’, способных на духовное разумение Священного Писания и радостное созерцание божественных предметов.

Идеи монаха настолько захватили воображение западного мира, что его бесспорное влияние отыскивается в трудах мыслителей разных школ, эпох, разных подходов к познанию. Строй его образов иногда пытаются использовать и поныне, например в истолковании учения другого знаменитого монаха, провозгласившего Москву Третьим Римом.

‘И все-таки сегодня нужно проявить смелость, поверив в будущее’

Век — дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле!
Гераклит (из ‘Опровержения всех ересей’ Ипполита Римского)

В 2006 году мастер, способный ‘проникать в смысл настоящего и постигать будущее’, обнародовал свое предвидение хода мировых событий на это столетие. Вероятный образ грядущего, начертанный им, запечатлевается в умах читателей как настоящее пророчество, которое в искусных руках становится орудием созидания будущего.

Мастер, адепт либеральных западных ценностей, утверждает изобретенный новым временем ‘примат индивидуальной свободы’ и верит в то, что демократия есть самое лучшее политическое устройство. Оно рождено особым торговым строем, который утвердился в конкуренции с ритуальным (религиозным) и имперским (военным) порядками. Взаимопроникновение и чередование этих трех ‘способов организации насилия’ составляет существо исторического прогресса. Торговый строй — это воплощенный ‘греко-иудейский’ идеал рыночной экономики, индивидуальной свободы и демократии. Для мастера рынок и демократия являются непременными условиями формирования общества будущего.

Этот строй был создан торговым классом и воспроизводит особую креативную элиту, которая запрограммирована на селекцию свежих идей и внедрение новшеств, изменяющих земную природу. Мастер называет нынешним центром (сердцем) этого творческого слоя Лос-Анджелес и предсказывает, что в ближайшем будущем США, оснащенные передовыми технологиями, обладающие растущими людскими и финансовыми ресурсами, сохранят свое лидерство в рамках торгового порядка.

Важнейшее свойство торгового строя есть стремление ‘к организации единой универсальной социальной формы мирового масштаба’, в результате которой на земном шаре может установиться голая власть рыночных сил. Здесь внутри мирового порядка демократия столкнется с неуемным рынком, которому удастся восторжествовать на время. Мастер предрекает ‘усталость’ американской демократической империи, ослабление американского доминирования в мире к 2035 году. У Евросоюза тогда не получится политически объединиться, и он будет существовать в виде единого экономического пространства. Его экономический потенциал снизится, ‘автохтонное’ население сократится, возрастет поток мигрантов, главным образом из Африки (к 2025 году 25 процентов населения). На втором месте в мире по экономическому развитию окажется Китай, а на третьем — Индия.

Мир после 2035 года видится мастеру полицентричным с преобладанием в отдельных его частях держав регионального значения, среди которых будет и Россия. Тогда число государств на Земле увеличится, а самыми динамичными окажутся азиатские страны, на долю которых будет приходиться более половины мирового промышленного производства.

К 2050 году, когда население Земли возрастет до 9,5 миллиарда человек, рынок подчинит весь мир, мир станет огромным рынком, произойдет глобальная приватизация не только экономики, но и всего того, что принято считать прерогативами государства (правосудие и безопасность). Мастер называет этот этап гиперимперией. Он характеризуется небывалым технологическим прогрессом и одновременно дотошным контролем и самоконтролем над потреблением дефицитных ресурсов. Это будет период одержимости прозрачностью во всех сферах человеческой жизни. Это будет проект ликвидации человеческой свободы и уничтожения человека.

Управление гиперимперией сосредоточится в руках креативного класса, именуемого мастером гиперкочевниками за мобильность, благодаря которой эта элита только и сможет управлять глобализированным миром, где условия диктуют мировые корпорации. Самыми могущественными будут страховые компании, которым суждено стать краеугольным камнем нового мирового порядка, новой системы предоставления разного рода услуг — прежде всего безопасности, медицины и образования. Они станут регулировать потребление и осуществлять тотальный контроль, по крайней мере за оседлым населением планеты, три четверти которого будет жить в городах.

Мастер думает, что демократия, оставшись на национальном уровне, не поспеет за глобализацией мирового рынка, и это приведет ее к кризису, к разочарованию в демократической системе и в экспериментах с установлением диктаторских режимов и теократического правления в некоторых государствах (например, в США), которые будут оказывать сопротивление рыночной гиперимперии.

Гиперкочевники, новый креативный класс, состоящий из руководителей корпораций, финансистов, юристов, людей артистических профессий, разделится на два лагеря: одни окажутся на службе преступных предприятий-пиратов и даже государств-пиратов, которые будут дирижировать гиперимперией, другие вольются в диалоговые предприятия (неправительственные фонды и организации), которые возьмут на себя социальные государственные функции.

В гиперимперии разрастется слой бедняков (их мастер называет инфракочевниками), число которых в 2035 году уже будет составлять 3,5 миллиарда человек и которые будут рыскать по земному шару в поисках места под солнцем, вовлекаться в пиратскую экономику и использоваться в качестве силы во время народных волнений.

Гиперимперии не удастся создать бесконфликтное общество. Наоборот, произойдет обострение противоречий разных мировых сил, усугубление неравенства людей, накопление таких арсеналов все более разрушительного оружия, которое обязательно выстрелит. Мастер думает, что начнется война всех против всех — за веру, за землю, за воду, за нефть, за информацию: Это будет мировой конфликт, гиперконфликт, в который вступят и сохранившиеся государства, и корпорации, и банды пиратов, и беспокойное море инфракочевников.

Мастер верит в то, что осколки демократического строя и национальных государств консолидируются перед лицом неминуемой катастрофы. Глобализацию и рынок удастся обуздать к 2060 году, когда будет установлена гипердемократия, симфония демократия и рынка, ‘высшая форма организации человечества, последнее выражение мотора истории — свободы’. Сам рынок изменится, обратясь в экономику диалога, в которой воцарится альтруизм, на первый план выступит общественный интерес и откроется более широкий и свободный доступ к информации. Со временем из этой совокупности демократических государств, среди которых наконец появится единая Европа, возникнет мировое демократическое правительство. Оно будет печься о соблюдении свобод, социальной справедливости, защите окружающей среды и культурном развитии человечества.

Для России мастер пророчит стабильный и мощный экономический рост в ближайшем будущем, так что страна станет шестой экономической державой мира к 2025 году в значительной степени за счет своих сырьевых ресурсов. Она сможет переломить тенденцию к сокращению населения. На этапе гиперимперии у России, причисляемой к ряду мощных региональных держав, возникнут конфликты с мусульманскими соседями и Китаем из-за сибирских и дальневосточных земель, а также энергетических ресурсов. Возможно, эти территории будут сильно опустошены во время гиперконфликта. В условиях же гипердемократии Россия окажется частью Евросоюза.

‘Оно существует как возможность, а не как предопределенность’

Старец говорил то, что открылось ему о будущем России, он не называл дат, лишь подчеркивал, что время свершения сказанного — в руках Божиих, и многое зависит от того, как будет складываться духовная жизнь Русской церкви, насколько крепка будет вера в Бога у русских людей, каков будет молитвенный подвиг верующих. <:>
Старец говорил, что развал России, несмотря на кажущуюся силу и жесткость власти, произойдет очень быстро. Сначала разделятся славянские народы, затем отпадут союзные республики: прибалтийские, среднеазиатские, кавказские и Молдавия. После этого центральная власть в России станет еще более ослабевать, так что начнут отделяться автономные республики и области.

Дальше пойдет еще больший развал: власть Центра перестанут на деле признавать отдельные регионы, которые попытаются жить самостоятельно и уже не будут обращать внимания на указы из Москвы. Самой большой трагедией станет захват Сибири Китаем. Произойдет это не военным путем: китайцы вследствие ослабления власти и открытых границ станут массами переселяться в Сибирь, скупать недвижимость, предприятия, квартиры. Путем подкупа, запугивания, договоров с власть имущими они постепенно подчинят себе экономическую жизнь городов. Все произойдет так, что в одно утро русские люди, живущие в Сибири, проснутся: в Китайском государстве. Судьба тех, кто останется там, будет трагична, но не безнадежна. Китайцы жестоко расправятся со всякими попытками сопротивления. <:>
Запад будет способствовать этому ползучему завоеванию нашей земли и всячески поддерживать военную и экономическую мощь Китая из ненависти к России. Но потом они увидят опасность для себя и, когда китайцы попытаются уже военной силой захватить Урал и пойти дальше, будут всеми способами препятствовать этому и даже могут помочь России в отражении нашествия с Востока.

Россия должна выстоять в этой битве, после страданий и полного обнищания она найдет в себе силы воспрянуть. И грядущее возрождение начнется в землях, завоеванных врагами, в среде русских, оставшихся в бывших республиках Союза. Там русские люди осознают, что они потеряли, осознают себя гражданами той Отчизны, которая еще живет, пожелают помочь ей восстать из пепла. Многие русские, живущие за границей, станут помогать восстановлению жизни в России: Многие из тех, кто сможет убежать от гонений и преследований, возвратятся в исконные российские земли, чтобы наполнить брошенные деревни, возделывать запущенные поля, использовать оставшиеся неразработанными недра. Господь пошлет помощь, и, несмотря на то что потеряет страна главные месторождения сырья, найдут на территории России и нефть, и газ, без которых невозможно современное хозяйство.

Старец говорил, что Господь допустит потерю огромных земель, дарованных России, потому что мы сами не смогли их достойно использовать, а лишь загадили, испортили: Но Господь оставит за Россией те земли, которые стали колыбелью русского народа и были основой Великорусского государства. Это территория Великого Московского княжества XVI века с выходами к Черному, Балтийскому и Северным морям. Россия не будет богатой, но все же сможет сама кормить себя и заставит считаться с собой.

На вопрос: ‘А что будет с Украиной и Белоруссией?’ — старец ответил, что все в руках Божиих. <:> У славянских народов единая судьба, и еще скажут свое веское слово преподобные отцы Киево-Печерские — они вместе с сонмом новомучеников Российских вымолят новый Союз трех братских народов.

Еще один вопрос задали — о возможности восстановления монархии в России. Старец ответил, что это восстановление надобно заслужить. Оно существует как возможность, а не как предопределенность. Если будем достойны, выберет русский народ Царя, но это станет возможным перед самым воцарением антихриста или даже после него — на очень короткое время.

(Беседа процитирована по ‘Эсхатологическому триптиху’ Григория Николаева, опубликованному в ‘Эсхатологическом сборнике’.)


Вадим Прозоров