Давненько не бывал я в МХТ имени Чехова. А вчера попал, как оказалось, на едва ли не самый модный спектакль сезона – «Кабалу святош» по мотивам, естественно, пьесы Булгакова.

Спектакль интересно, остроумно и даже захватывающе поставлен (реж. Квятковский). Замечательная, на мой взгляд, сценография – богатая, но осмысленная. Отличная игра актёров, начиная с главных персонажей: Мольер – Хабенский, Людовик – Цискаридзе. Особенно понравилась мне Александра Ребенок в роли Мадлены. Николай Цискаридзе украсил спектакль не только своей статуарностью, но и язвительностью, впрочем, прописанной в тексте.

И всё было замечательно в течение первых двух третей этого длинного (три часа) спектакля. Однако в конце авторы решили разбавить текст Булгакова не только логичными, как до того, вставками из других, конгениальных, авторов, но и отсебятиной, написанной, как я понимаю, Михаилом Дегтярёвым. И сразу отсутствовавшая ранее политическая пошлость стала бить фонтаном. Даже всё изящное в оформлении стало казаться гламурным, как изумруд на заднице у «телезвезды». «Злободневные» репризы звучали одна за другой. После каждой зал взрывался смехом и аплодисментами, до того почти не звучавшими.

Надо признать, что оригинальный текст Михаила Афанасьевича потерпел в этом плане полное поражение перед «смелыми» до банальности репризами, сочинёнными Михаилом Дегтярёвым в стиле стендаперов.

Однако я сомневаюсь, что сам Михаил Афанасьевич был бы в восторге от того, что в его пьесу впендюрили намёки на Киркорова и Лолиту и украсили несколькими непристойными при публике глаголами. И уж тем более – вряд ли бы он одобрил хамоватый выпад в сторону «МХАТ на Тверском».

Но в целом спектакль мне понравился. Во всяком случае, он ещё раз показал, что главная проблема театра не в том, что власть всегда примерно одинакова – что при Людовике, что при Сталине, что при Путине, а в том, есть ли в театре Мольер или Булгаков. Сегодня – нет.

19 октября 2025 г.

Виталий Третьяков

Рубрики: Статьи

0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара