(тезисы выступления на Международной научно-практической конференции «Дискурсология и медиакритика средств массовой информации; Белгородский государственный университет, 7-9 октября 2025 г.)

Не совсем понимая, что сейчас считается «медиакритикой», если не брать научные и околонаучные книги и статьи, написанные теми, для кого анализ того, чем наполнены и переполнены современные СМИ, является профессиональными делом, работой, я выскажусь относительно того, что считаю наиболее злободневным. Тем более, что и в изучении медиа вообще, и в «критике медиа внутри медиа» я (на основе того, с чем знаком) вижу схожие тенденции.

              Но для краткости буду говорить скорее о втором, чем о первом.

  1. Я глубоко убеждён и многократно об этом говорил и писал, что журналистика (включая критику даже театральную, не говоря уже о телевизионной, например) есть младшая сестра политики. Не может журналист, критик отрешиться от своих политических (идейный) симпатий и антипатий. Тем более этого не могут сделать СМИ, которые всегда кому-то принадлежат. Поведение СМИ современных США это отчётливо доказывает и показывает. А ведь когда-то эти СМИ считались максимально или абсолютно независимыми.
  2. Конечно, отдельные «медиакритики» могут якобы «незаметно» для руководства редакции, проводить линию, противоположную официальной. Но это просто демонстрирует идейное «двурушничество» руководства или владельцев.
  3. Теперь о «медиакритике» так сказать в чистом виде. Где она? Я её не вижу.
  4. То, что называлось раньше «журнальной полемикой» исчезло вовсе. Журналы и газеты не спорят друг с другом. Более того, даже не упоминают друг о друге. Оправдание тут чисто прагматическое – дескать, споря с оппонентами из других СМИ, ты неизбежно их упоминаешь, а следовательно – рекламируешь. Но, на мой взгляд, причина глубже. Она в «интеллектуальной зашоренности» современных СМИ и большинства авторов: ни одну точку зрения, кроме своей собственной, они не считают правильной. Более того – даже заслуживающей внимания. Это проблема выходит далеко за проблему собственно средств массовой информации.
  5. Существует телевизионная критика в газетах и еженедельниках. Но она, во-первых, не оказывает никакого влияния на телевидение и не волнует топ-менеджером телевидения. Во-вторых, многое там пишется, как хорошо известно, по заказу. Как положительное, так и отрицательное.
  6. Телевидение вообще не волнует пресса (кроме западной, которую наше телевидение постоянно цитирует). Популярные в 90-е время телепередачи, посвящённые обзорам свежей прессы, исчезли вообще.
  7. Пресса, конечно, не может игнорировать телевидение. Но если отбросить анонсы передач, телепрограммы и заказные рецензии, то остальное подчиняется закону «партийности»: своих хвалим, чужих ругаем. Более или менее объективна и плюралистична здесь только, на мой взгляд. «Литературная газета».
  8. Сети и сетевые медиакритики партийны насквозь. Кроме некоторых отдельно взятых смельчаков. Но каково их влияние на сами СМИ, о которых эти смельчаки пишут, мне непонятно (или неизвестно).
  9. «Научная медиакритика», на мой взгляд, во-первых, во многом тоже партийна. Во-вторых, при обилии фактов, цифр, графиков и обобщений, довольно поверхностна (банальна) в фиксации тенденций и в анализе собственно содержания СМИ. В-третьих, авторы большинства таких исследований очень слабо знают внутреннюю кухню медиа. Это, кстати, застарелая болезнь, тянущаяся ещё с советских времён.
  10. Понимаю, что выгляжу со своими тезисами либо как сноб в интеллигентном научном сообществе, либо как невежда в кругу серьёзных исследователей и знатоков. Посему готов к любым упрёкам в свой адрес, с которыми заранее не соглашаюсь.
Виталий Третьяков

Рубрики: Статьи

0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара