Два дня назад сетевое агентство «News.ru» задало мне несколько вопросов, касающихся ВШТ МГУ. На мой взгляд, довольно странных вопросов. Тем не менее, я на них ответил.
- Как Школа телевидения МГУ адаптирует образовательные программы для подготовки журналистов к работе в условиях повышенной ответственности за информацию, учитывая современные вызовы, такие как ограничения на распространение определённых данных и необходимость соблюдения высоких этических стандартов?
Ответ: Наш факультет называется Высшая школа телевидения МГУ.
Нам не нужно адаптировать наши программы, так как я всегда говорил и говорю студентам, что нужно быть ответственным за всё, что ты делаешь, если работаешь в СМИ, тем более – на телевидении. То же относится и к морали (этическим стандартам, как Вы выражаетесь). Целая лекция в моём курсе журналистики посвящена моральным проблемам в журналистике. Там всё сказано.
И все остальные наши программы основаны на этих подходах.
- Какие навыки и компетенции, на Ваш взгляд, наиболее важны для журналиста, работающего в условиях сложной информационной среды, включая освещение конфликтов, чтобы оставаться объективным и профессиональным?
Ответ: Прежде всего важны и нужны знания. Спиноза говорил: невежество не есть аргумент. Этому я и учу своих студентов.
Журналист никогда не бывает до конца объективным (ибо журналист это человек). Но журналист должен 1) не врать, 2) излагать правду (другое дело, что и правду все видят и понимают по-разному), 3) в период конфликтов никогда не делать то, что вредит твоей стране.
- Как учебные программы Школы телевидения помогают студентам развивать критическое мышление и умение работать с информацией в условиях ограниченного доступа к источникам и давления общественного мнения?
Ответ: Все программы, если они профессионально составлены, развивают критическое мышление. А особенно такое мышление развивает чтение книг. Чем больше, тем лучше.
И участие в дискуссиях, а они у нас идут постоянно.
Я не вижу сегодня никакого особого «ограниченного доступа». Альтернативных источников информации полно, как минимум, в Сети.
На умного, знающего, уверенного в своей правоте и понимающего (не значит, что обязательно разделяющего) позиции других профессионала общественное мнение не может давить.
Я сам действую так и этому учу студентов.
А на молодых давит прежде всего не общественное мнение, а мнение своей среды. Это молодёжный конформизм, о наличии которого многие даже не подозревают.
Молодой всегда больший конформист, чем взрослый, опытный человек. Но молодость быстро проходит.
4. Как Школа телевидения МГУ учит студентов соблюдать положения Конституции Российской Федерации, в частности статью 29, гарантирующую свободу мысли и слова, в условиях современных вызовов журналистики, связанных с ответственностью за распространяемую информацию?
Ответ: Свободу мысли запретить или разрешить нельзя. Она в голове. Свобода слова (свобода СМИ) никогда и нигде не бывает абсолютной. Ограничения есть всегда. Это, в частности, и ограничения, связанные с ответственностью за распространение информации.
Если она лжива, то ты преступник в профессии, а, может, и в жизни (по Уголовному кодексу). Если информация правдива, то нужно думать и взвешивать, кому выгодна эта правда.
Возьмите в руки мой учебник журналистики. Там я давно уже ответил на все эти вопросы. И мои студенты, если они хорошо учатся, знают эти ответы.
Спасибо!
0 комментариев