Научная статья
УДК 070
DOI 10.47475/1999-5407-2023-64-3-102-107
Челябинский гуманитарий. 2023. No 3 (64). С. 102–107. ISSN 1999-5407 (print).
Chelyabinskij Gumanitarij. 2023; 3 (64), 102–107.
ISSN 1999-5407 (print).
Аннотация. В статье пойдет речь о Высшей школе телевидения МГУ как о первом в России факультете, на котором началось обучение по направлению «Телевидение». Девиз факультета: «Мы сделаем телевидение лучше!». Научная школа факультета опирается как на традиционные подходы к изучению аудиовизуальных медиа, так и на оригинальные авторские концепции. Исследование специфики функционирования современного телевидения определяется представлением о том, что в его современной форме оно во-многом демонстрирует явления, свойственные карнавалу в том его понимании, которое предложил в своих трудах М.М. Бахтин. Все качества карнавала мы можем наблюдать сегодня как на телевизионном экране, так и в сетевых форматах аудиовизуальных медиа.
В статье представлен накопленный Высшей школой телевидения МГУ опыт анализа экранных медиа. Дается представление об истории развития научной школы, о тех исследователях, которые активно проявили себя в изучении современной медиасферы. Конкретизируются основные направления исследования: анализ традиционного телевидения, изучение анимации и кинематографа, исследование современных сетевых видеоформатов. Фиксируется уникальный опыт сочетания как в научной, так и в преподавательской деятельности опыта практикующих тележурналистов и знаний научных сотрудников. Анализируются ключевые практики и результаты научной деятельности. Предлагается краткая характеристика новой функциональной теории журналистики, пересматривающей применительно к современной медиапрактике трактовку ключевых функций средств массовой информации.
В этом году Высшей школе телевидения исполняется 15 лет. Представляется важным рассказать о тех, кто стоит у истоков развития направления «Телевидение» в России.
Ключевые слова: Высшая школа (факультет) телевидения, телевидение, карнавал, научная школа.
Original article
TELEVISION AS A CARNIVAL. SCIENTIFIC SCHOOL OF HSE MSU
Vitaly T. Tretyakov
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, hstv@bk.ru
Abstract. The article will talk about the Higher School of Television of Moscow State University as the first faculty in Russia, which began training in the direction of «Television». The motto of the faculty: «We will make television better!». The scientific school of the faculty relies both on traditional approaches to the study of audiovisual media and original author’s concepts. The study of the specifics of the functioning of modern television is determined by the idea that in its modern form it largely demonstrates the phenomena inherent in the carnival in its understanding, which was proposed in his writings by M.M. Bakhtin. We can observe all the qualities of the carnival today both on the television screen and in network formats of audiovisual media. The article presents the experience gained by the Higher School of Television of Moscow State University in the analysis of screen media. An idea is given about the history of the development of the scientific school, about those researchers who have actively shown themselves in the study of the modern media sphere. The main directions of research are specified: the analysis of traditional television, the study of animation and cinema, the study of modern network video formats. A brief description of the new functional theory of journalism is proposed, revising the interpretation of the key functions of the media in relation to modern media practice.
The unique experience of combining the experience of practicing television journalists and the knowledge of researchers is recorded both in scientific and teaching activities. Key practices and results of scientific activity are analyzed.
This year the Higher School of Television turns 15 years old. It seems important to talk about those who are at the origins of the development of the «Television» direction in Russia.
Key words: Higher school (faculty) of television, television, carnival, scientific school.
Высшая школа телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова (далее — ВШТ) была создана в 2008 году как ответ на запрос крупнейших телеканалов России и стала первым в России факультетом, на котором началось обучение по направлению «Телевидение». Образовательный процесс в ВШТ ведется по сформированным ею самой Федеральным государственным образовательным стандартам «Телевидение» (бакалавриат и магистратура) и образовательному стандарту МГУ «Телевидение», также созданному факультетом. Преподавание в магистратуре осуществляется по следующим направлениям: «Телепроизводство и телевещание», «Телепроизводство и телевещание» (очно-заочная форма обучения), «Ведение видеоблогов». Преподавательский состав факультета – это известные практики телевизионной отрасли, а также исследователи медиасферы.
Образовательный процесс направлен на формирование тех компетенций, которые сегодня наиболее востребованы в области телепроизводства. В числе новаторских методик преподавания – система мастер-классов, в рамках которых студенты имеют возможность познакомиться с представителями телеиндустрии, культурными и политическими деятелями. Ведущими мастер-классов в разное время были Никита Михалков, Игорь Кириллов, Аркадий Мамонтов, Владимир Познер, Александр Любимов, Михаил Швыдкой, Александр Ширвиндт, Святослав Бэлза, Дмитрий Киселев, Эдуард Сагалаев, Екатерина Андреева, Мария Ситтель, Кирилл Клейменов, Фекла Толстая, Сергей Миронов, Игорь Угольников, Илья Резник, Мария Захарова и многие другие.
Еще одна новаторская форма образовательных практик на факультете – это система творческих мастерских. Каждый курс бакалавриата Высшей школы телевидения делится на две творческие мастерские, занятия в которых ведутся все четыре года обучения. Руководят мастерскими опытные работники телевидения, преподающие на факультете, но не прерывающие и свою профессиональную творческую деятельность. Основная задача творческих мастерских – обеспечить под руководством опытного мастера непрерывность овладения творческими телевизионными профессиями и привить студентам навыки коллективного творчества.
О высоком уровне подготовки свидетельствует тот факт, что выпускники ВШТ МГУ работают на наиболее крупных телеканалах страны и в ведущих телевизионных холдингах – таких как Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК), Первый канал. Многие продолжают обучение в магистратуре МГУ и других вузов России. А некоторые магистры ВШТ обучаются в аспирантуре как гуманитарных факультетов МГУ, так и некоторых творческих вузов (например, ВГИК). Есть и те, что уже защитили кандидатские диссертации и ведут активную научную и преподавательскую деятельность.
Качество системы подготовки будущих работников телевидения подтверждается и многочисленными победами студентов и выпускников в творческих конкурсах. Так, выпускник ВШТ Виктор Ткачев стал лауреатом премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл». Его фильм «Пространство стиха: Борис Слуцкий» одержал победу в номинации «Лучший неигровой фильм».
Есть у Высшей школы телевидения и свой ежегодный творческий конкурс – видеофестиваль МГУ «Цифра», в котором принимают участие студенты различных вузов России и зарубежья. В 2023 году в конкурсе приняли участие 122 работы из 4 стран мира (Россия, Китай, Казахстан, Беларусь).
Девиз ВШТ – «Мы сделаем телевидение лучше!»
Достижению подобной цели способствует активная работа, направленная на попытку компенсировать существующие в отрасли проблемы. Основой такой работы выступает научно-исследовательская деятельность, к участию в которой привлекаются как серьезные исследователи, так и журналисты-практики. Ключевым направлением научной школы ВШТ стало представление о том, что современное телевидение являет собой массовую коммуникацию, во многом реализующую все функции карнавала в том его широком понимании, которое некогда было предложено М.М. Бахтиным (Бахтин, 1990). Принципиально важным для понимания современного состояния медиасферы в рамках нашей научной школы является представление о современном телевидении как о постоянно длящемся карнавале. Мы утверждаем, что едва ли не всё, чем преимущественно является современное телевидение (за исключением, безусловно, его технических и технологических систем), описано в сочинении Михаила Бахтина, написанного не в связи с телевидением и даже (в первом варианте – в1930 году) до его появления.
Одним из первых шагов в направлении исследования сферы телевидения как карнавала стало издание в 2004 году книги «Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики». Содержание авторского курса основано на изучении текущих массмедийных процессов и адресовано как студентам, так и аспирантам высших учебных заведений. В книге осуществляется попытка соединить теорию и практику телевидения, преодолеть разрыв, характерный для многих учебников и монографий, исследующих мир медиа. Книга была переиздана в 2010 году с учетом изменившихся реалий.
В 2015 году выходит книга «Теория телевидения. Телевидение как неоязычество и как карнавал». Именно в этом издании наиболее полно отражены результаты исследования текущего состояния аудиовизуальных медиа. Представления о карнавальном характере современного телевидения оцениваются как ключевые для понимания глубинных принципов его функционирования.
Тема карнавализации телевидения развивается и в двух других изданиях – «Как стать знаменитым на телевидении» и «Как стать знаменитым на телевидении. Теория телевидения для всех, кто хочет на нём работать» (Третьяков, 2016). В 2016 году выходит и еще одно издание, развивающее научную концепцию карнавализации медиа – книга «Как стать знаменитым журналистом. 2.0. Курс лекций по теории и практике современной журналистики». Именно эти издания формируют основу научного направления исследований, проводимых Высшей школой телевидения МГУ. Эти исследования направлены на преодоление иллюзорных представлений о сути профессии, на стремление выявить ее важнейшие функции. Такой подход представляется значимым и с точки рения науки, и с точки зрения практики: «Немного сегодня найдется в мире профессий, кроме журналистики, – быть может, еще политика, актерство и профессиональная религиозная деятельность, – которые были бы так мифологизированы. Причем, как с внешней стороны, то есть аудиторией (политика – обществом; театр и кино – зрителями; религия, точнее Церковь, — паствой, мирянами), так и изнутри – самими представителями этих профессий» (Третьяков, 2016а, 10). Для непосвященных миф – удачный способ сформировать и удерживать иллюзию сакральности какой-либо сферы деятельности, возвышая ее над обыденностью и делая чем-то привлекательным и влиятельным. Однако подобные мифы являются серьезной помехой как для исследователя медиасферы, так и для человека, стремящегося постичь азы профессии журналиста вообще и тележурналиста в частности. А потому разрушение подобных мифов должно стать как частью науки о журналистике, так и частью медиаобразовательных практик. И в первом, и во втором случае понимание истинной сути явлений принципиально важно для позитивного результата. Решению этой сложнейшей задачи исследования глубинных механизмов функционирования современных медиа посвящены и другие труды, монографии, учебники, учебные пособия и статьи преподавателей факультета.
Изучение карнавальной природы аудиовизуальных медиа ведется комплексно – исследуются не только процессы, связанные с функционированием телевидения, но и карнавальный мир кинематографа и современных медиа. Значительное внимание уделяется исследованию языка анимации (доктор искусствоведения, профессор Н.Г. Кривуля (Кривуля, 2022, 2023)), выявлению особенностей развития сетевого видеоконтента (доктор филологических наук, профессор А.М. Шестерина (Шестерина, 2018, 2019, 2021)), психологическим аспектам функционирования современных медиа (кандидат педагогических наук, доцент О.Ю. Копылова (Копылова, 2019, 2021)), специфике создания авторских телепроектов и новостных телепередач (кандидат филологических наук, доцент М.В. Ахвледиани (Ахвледиани, 2015)), трансформации аудиовизуальных медиа в историческом контексте (доцент Г.А. Шевелев (Шевелев, 2012)).
Так, в книге «Новости как профессия» М.В. Ахвледиани, детально анализируя процесс создания современных телевизионных новостей, размышляет о потребностях аудитории в объективных, интересных и кратких новостях и, при этом, показывает индустрию новостей глазами создателей телевизионного эфира. Книга содержит спектр позиций журналистов разных телеканалов «без купюр», что позволяет автору сопоставить разные точки зрения и поднять сложные этические вопросы, связанные с такими категориями, как достоверность и социальная значимость (Ахвледиани, 2015).
Н.Г. Кривуля в произведениях, посвященных анализу языка анимации, размышляет о том, как принципы карнавализации проявляют себя на разных уровнях создания анимационного произведения и помогают автору иносказательно (а иногда и прямо) обсуждать проблемы жизни социума – в ретроспективе и с позиций современности. Черты карнавала обнаруживаются и в развитии сюжета, и в композиции произведения, и на уровне проработки ключевых персонажей, и в деталях. Перевернутый мир карнавала часто составляет основу показа парадоксов мира реального в доступной зрителю форме.
А.М. Шестерина в двухтомнике «Психология журналистики» (Шестерина, 2011), характеризуя медиареальность, в числе ее ключевых качеств называет игрореализацию, мифологизацию, карнавализацию. Исследователь отмечает часто встречающиеся архетипизацию образов и союжетных линий, виртуализацию, примитивизацию, наславивание медиасообщений при восприятии аудиторией, примитивизацию сложных явлений со стороны автора, произвольный сдвиг фокуса зрения, провоцируемый СМИ. Учитывая эти и многие другие качества медиа, ученый выдвигает тезис о формировании своего рода информационной фантомности, которая в значительной степени имеет карнавальный характер (Шестерина, 2011a, 52). Мысль о карнавальной природе медиареальности развивается А.М.Шестериной и в разделе 3 «Психология журналистского текста в аспекте прагматики», где речь идет о последствиях этого явления для аудитории. Эта же мысль прослеживается и в анализе коммуникативной личности телеведущего, где вопрос о личности и личине подвергается серьезному анализу (Шестерина, 2011b). Рассматривая имидж как своего рода социальный колпак, защищающий личность от чрезмерного давления социума, исследователь отмечает и процессы профессиональной деформации под воздействием маски, выбираемой телеведущим (Шестерина, 2019). Анализируя же новые медиа, А.М. Шестерина приводит теорию маски и размышляет о том, что едва ли не все черты карнавала в новых медиа переворачиваются и переосмысляются. Карнавальность сама по себе становится маской. Так, свойственная карнавалу демократия «золотого века» трансформируется в маску равенства, перевернутая карнавальная иерархия превращается в маску возможностей, снятие табу рождает маску внутренней свободы. Но если пристальнее изучить новые медиа, становится очевидно, что всё это – и равенство, и возможности, и свобода, – в значительной степени маски, используемые платформами для того, чтобы развить собственную привлекательность как для авторов, так и для аудитории.
Рассматривая процессы карнавализации медиа, мы пришли к выводу о том, что что современное телевидение являет собой постоянно длящийся и круглосуточный карнавал, что в значительной мере отличает его от карнавала в его исконном понимании. Карнавал прошлого опирался на принцип «делу время – потехе час». Сегодня вовлеченные в процессы массового потребления и гедонизма люди нередко живут по принципу «потехе время – делу час». Этот подход становится едва ли не законом функционирования современной массовой культуры и ее главного канала репрезентации — телевидения (Третьяков, 2016, 275). Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что все характеристики карнавала проявляются и в новейших аудиовизуальных медиа. Именно этот, всепроникающий характер карнавализации обусловливает актуальность, практическую и теоретическую значимость исследований, осуществляемых в рамках научной школы ВШТ.
Исследование природы медиа вообще и телевидения в частности позволили сформировать новый подход к определению медиа и обусловили развитие еще одного направления исследовательских интересов представителей школы, получившее отражение в функциональной теории журналистики. Последняя отрицает опору на представления о том, какими гипотетически должны быть средства массовой информации, а также на субъективные оценки свободы и независимости медиа как основы определения их функциональных характеристик. Отказываются авторы и от представления о том, что «невидимая рука свободного рынка (рынка собственников и рынка потребителей) автоматически гарантирует больший плюрализм и большую независимость медиа», или что «свободный поток информации и свобода изложения мнений автоматически исключают (или, по крайней мере, минимизируют) предвзятость, пропаганду и манипулирование общественным мнением» (Третьяков, 2016, 92). В основе новой функциональной теории лежит наиболее фундаментальный параметр медиа – функции, которые средства массовой информации выполняют в современном обществе. На основе систематизации существующих теорий и с опорой на анализ эмпирического материала выделяются основные функция журналистики, которые в значительной степени конкретизируют представления о ее сущностных характеристиках: информационная, коммуникативно-интеграционная, политическая, развлекательная, функция vox populi (гласа народа), функция социализации и функция борьбы за социальную справедливость. В качестве дополнительной функции журналистики рассматривается историографическая функция, которая заключается в том, что медиа фиксируют значимые факты современности.
Результаты этих и других исследований представителей научной школы составляют основу докладов участников ежегодной Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа», которая каждый год предлагает ученым посмотреть на процессы развития медиа под новым углом зрения. В 2023 году тема конференции была непосредственно связана с научным направлением факультета: «Карнавальный код в искусстве и на телевидении».
В рамках научного направления ВШТ опубликовано значительное число учебников и монографий, более трехсот научных статей в журналах и сборниках конференций. В исследованиях принимают участие как опытные ученые, так и начинающие авторы – студенты ВШТ и других вузов России и зарубежья. Интересен опыт сотрудничества практиков и теоретиков кино и телевидения, получивший отражение в двух томах «Научных и учебных тетрадей Высшей школы (факультета) телевидения МГУ» (Научные и учебные тетради, 2010).
Активное участие в научной деятельности студентов Высшей школы телевидения помогает выстроить линию преемственности между опытными и начинающими исследователями мира аудиовизуальных медиа. Так, в рамках Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» активно работает секция «Телевидение», где участники имеют возможность поделиться с научным сообществом результатами своих исследований.
Важно отметить, что научная деятельность Высшей школы телевидения не замыкается на работе коллектива МГУ. К участию в исследовательских практиках привлекаются ученые из таких вузов, как ВГИК, ГИТИС, ГИТР, РГГУ, ДонНУ, СПбГУ, СПбГИКиТ, ВГУ, ДВФУ, ЧелГУ, ТГУ им. Г.Р. Державина и многих других. Высшая школа телевидения сегодня играет значимую роль в формировании концепции преподавания дисциплин телевизионного цикла и объединении исследователей, изучающих аудиовизуальные медиа.
Основные научные публикации сотрудников ВШТ:
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. 2.0. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. – М., 2016.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым на телевидении. Теория телевидения для всех, кто хочет на нём работать. – М., 2016.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым на телевидении. – М., 2015.
Третьяков В.Т. Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал. – М., 2015.
Третьяков В.Т. Современные проблемы российской журналистики. – СПб, 2011.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. – М., 2010.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. Учебное пособие для студентов, аспирантов. – М., 2004.
Ахвледиани М.В. История создания телевидения. Как рождались культовые программы. – М., 2019.
Ахвледиани М.В. Новости как профессия — М., 2015.
Ахвледиани М.В. Новости – наша профессия – М., 2004.
Кривуля Н.Г. Анимация и проза: Возможности диалога. М., 2023.
Кривуля Н.Г. Анимация и поэзия: Созвучия и диссонансы. – М.,2022.
Кривуля Н.Г. Анимационный персонаж. Проблемы типологии. – М., 2015.
Кривуля Н.Г. Аниматология: эволюция мировых аниматографий – М., 2012.
Кривуля Н.Г. История анимации. – М.,2012.
Кривуля Н.Г., Типа В.В. Экран и дети: взрослеем с экраном, Современный экран: тенденции и вызовы времени.- М., 2011.
Шевелев Г.А. История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков. – М., 2012.
Шестерина А.М. и др. Медиакультура цифровой эпохи: состояние, проблемы, перспективы : коллективная монография. – Тамбов, 2022.
Шестерина А.М. Кафтан В.В. и др. Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного российского общества. – М., 2021.
Шестерина А.М., Стернин И.А. и др. Очерк современной речевой практики. – Воронеж,2021.
Шестерина А.М., Зверева Е.А., Мирошник М.А. Современные практики и методы исследования медиасферы: новые медиа, социальные медиа и мультимедиа. – Тамбов, 2020.
Шестерина А.М. Имидж телеведущего. – Воронеж, 2019.
Особенности функционировании современных аудиовизуальных медиа / Под ред. А.М. Шестериной. – Воронеж, 2018.
Шестерина А.М. Авторская телепередача. – Воронеж, 2017.
Шестерина А.М. Психология журналистики. В 2-х ч. – Воронеж, 2011.
В октябре 2023 года Высшая школа телевидения МГУ отмечает свое 15-летие. В рамках этого юбилея планируется ряд мероприятий, направленных на расширение программы исследования аудиовизуальных медиа. Приглашаем к участию в них наших коллег. «Вместе мы сделаем телевидение лучше»!
Список источников
Ахвледиани М.В. Новости как профессия. Москва: Аспект Пресс, 2015. 120 с.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Художественная литература, 1990. 544 с.
Копылова О.Ю. Влияние просмотра фильмов ужасов на психическое
состояние молодого человека. // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа. Москва, 2019. С. 273-281.
Копылова О.Ю., Федорченко К.Е. Современная практика применения
цифрового аскетизма. // Современные технологии в образовании:
актуальные проблемы и тенденции. Ижевск, 2021. С. 205-210.
Кривуля Н.Г. Анимация и поэзия: Созвучия и диссонансы. Москва, 2022. 340 c.
Кривуля Н.Г. Анимация и проза: Возможности диалога. Москва, 2023. 520 c.
Научные и учебные тетради Высшей школы (факультета) телевидения МГУ: сборник. В 2-х т. Т. 1. Москва: Алгоритм, 2010. 256 с.
Научные и учебные тетради Высшей школы (факультета) телевидения МГУ: сборник. В 2-х т. Т. 2. Москва: Алгоритм, 2010. 336с.
Особенности функционировании современных аудиовизуальных медиа: монография / Под ред. А.М. Шестериной. Воронеж: Кварта, 2018. 256 с.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. 2.0. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. Москва: Ладомир, 2016. 672 c.
Шевелев Г.А. История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков. Москва: Аспект Пресс, 2012. 160 с.
Шестерина А.М. Имидж телеведущего. Воронеж: Издательство ВГУ, 2019. 123 с.
Шестерина А.М. Кафтан В.В. и др. Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного российского общества. Москва: Кнорус, 2021. 202 с.
Шестерина А.М. Психология журналистики. Воронеж: Издательство ВГУ, 2011. Ч. 1. 190 c.
Шестерина А.М. Психология журналистики. Воронеж: Издательство ВГУ, 2011. Ч. 2. 216 c.
References
Akhvlediani, M.V. (2015). Novosti kak professiya [Akhvlediani M.V. News as a profession]. Moscow: Aspect Press, 120 р. (In Russ.).
Bakhtin, M. M. (1990). Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura srednevekov’ya i Renessansa [Creativity of Francois Rabelais and folk culture of the Middle Ages and the Renaissance]. Moscow: Fiction, 544 p. (In Russ.).
Kopylova, O.YU. (2019). Vliyaniye prosmotra fil’mov uzhasov na psikhicheskoye sostoyaniye molodogo cheloveka [he effect of watching horror films on the psyche condition of a young person]. // Aktual’nyye problemy ekrannykh i interaktivnykh media. Moskva, 2019. S. 273-281. (In Russ.).
Kopylova, O.YU. (2021). Fedorchenko K.Ye. Sovremennaya praktika primeneniya tsifrovogo asketizma [Modern application practice digital asceticism]. // Sovremennyye tekhnologii v obrazovanii: aktual’nyye problemy i tendentsii. Izhevsk, 2021. S. 205-210. (In Russ.).
Krivulya, N.G. (2022). Animatsiya i poeziya: Sozvuchiya i dissonansy [Animation and Poetry: Consonances and Dissonances]. Moscow, 320 p. (In Russ.).
Krivulya. N.G. (2023). Animatsiya i proza: Vozmozhnosti dialoga [Animation and prose: Possibilities of dialogue]. Moscow, 520 p. (In Russ.).
Nauchnyye i uchebnyye tetradi Vysshey shkoly (fakul’teta) televideniya MGU [Scientific and educational notebooks of the Higher School (Faculty) of Television of Moscow State University] (2010). T. 1. Moscow: Algoritm, 256 p. (In Russ.).
Nauchnyye i uchebnyye tetradi Vysshey shkoly (fakul’teta) televideniya MGU [Scientific and educational notebooks of the Higher School (Faculty) of Television of Moscow State University] (2010). T. 2. Moscow: Algoritm, 336 p. (In Russ.).
Tretyakov V.T. (2016). Kak stat’ znamenitym na televidenii. Teoriya televideniya dlya vsekh, kto khochet na nom rabotat’. [How to become famous on TV. TV theory for everyone who wants to work on it]. Moscow: Ladomir, 536 p. (In Russ.). Shevelev, G.A. (2012). Istoriya otechestvennogo televideniya: Vzglyad issledovateley i praktikov [History of domestic television: the view of researchers and practitioners]. Moskva: Aspekt Press, 160 р. (In Russ.).Shesterina, A.M. (2019). Imidzh televedushchego [TV presenter image]. Voronezh: Izdatel’stvo VGU, 123 р. (In Russ.).Shesterina, A.M. Kaftan, V.V. et al. (2021). Kommunikatsii v usloviyakh tsifrovoy transformatsii sovremennogo rossiyskogo obshchestva [Communications in the context of digital transformation of modern Russian society]. Moskva: Knorus, 202 p. (In Russ.).Shesterina, A.M. et al. (2018). Osobennosti funktsionirovanii sovremennykh audiovizual’nykh media [Features of the functioning of modern audiovisual media]. Voronezh: Kvarta, 256 p. (In Russ.).Shesterina, A.M. (2011). Psikhologiya zhurnalistiki [Psychology of journalism]. P.1. Voronezh: Izdatel’stvo VGU, 190 р. (In Russ.).Shesterina, A.M. (2011). Psikhologiya zhurnalistiki [Psychology of journalism]. P. 2. Voronezh: Izdatel’stvo VGU, 260 р. (In Russ.).
Информация об авторе
В.Т. Третьяков – профессор, декан Высшей школы (факультета) телевидения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Information about the authorVitaly T. Tretyakov – professor,dean of the Higher School (Faculty) of Television of Lomonosov Moscow State University
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares no conflicts of interests.
0 комментариев