Войны и вооружённые конфликты на планете, к сожалению, не иссякли (май 2021 г.)
Откуда у наших записных либералов такая аллергия на военные парады? Почему угроза независимости Российского государства всегда исходила с Запада? Надо ли вернуть в школу НВП? Об этом и многом другом в интервью «Красной звезде» рассказал известный российский журналист, политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий ТРЕТЬЯКОВ.
— Виталий Товиевич, только что страна с присущим этому празднику размахом отметила День Победы. И всё же не обошлось без ложки дёгтя. Иные представители российской интеллигенции по-прежнему демонстрируют неуёмное желание каяться и посыпать голову пеплом. Например, спрашивают, зачем нам «оттачивать парад», демонстрировать «воинственные железяки». Как с этим быть? Не обращать внимания? Но мы же видим, какие всходы дали эти ядовитые семена в соседней Украине…
— Несомненное право каждого государства, каждого народа – решать, какие события отмечать, как национальные праздники. И в какой форме. Одной из традиционных форм такого празднования являются военные парады. Как правило, они связаны с событиями военной истории. В этом нет ничего необычного, это практикуется во многих странах. История человечества – преимущественно история войн. По подсчётам самих историков, в состоянии мира наша цивилизация провела гораздо меньше времени, нежели в состоянии войн и конфликтов. Так что в этом плане история России ничем не отличается. Но поскольку это история гигантского и по территории, и по населению государства, любому нормальному человеку понятно: чем больше твои границы, тем лучше надо их охранять. Подчёркиваю – нормальному, ибо с невеждами я стараюсь не спорить, и спорю разве что в формате телевизионных ток-шоу, когда напротив тебя стоит такой невежда, и ты ничего не можешь сделать (да и там я стараюсь минимизировать подобные дискуссии). Эта аксиома применима даже к границам садового участка: чем он больше и привлекательней, тем больше сил и средств приходится вкладывать в его безопасность. Ставить высокий забор, заводить грозную собаку и т.д. Когда же границы твоего «участка» простираются на 60 тысяч километров и находится он, увы, в окружении не только союзников и партнёров, ты, как дальновидный и ответственный хозяин не должен питать иллюзий. Ибо войны и вооружённые конфликты на планете, к сожалению, не иссякли.
Казалось бы, я говорю о банальных и вполне очевидных вещах. Но некоторые люди в силу разных причин либо вообще не представляют, что такое реальная международная обстановка, реальная история, либо сознательно игнорируют эти факторы, выбирая удобную и выгодную для себя на данный момент позицию.
При этом нашу военную историю ни в коей мере нельзя трактовать как агрессивную. Более того, расширяясь в сторону Сибири, Кавказа и Средней Азии, Россия, как правило, использовала минимальную, в сравнении с другими странами, военную силу. Хотя без неё, естественно, в истории никогда не обходилось. Между тем, со стороны Юга и Запада, и, прежде всего, нынешней Европы, на протяжении последних веков военная сила в отношении России применялась регулярно. При этом страны, пытавшиеся нас поработить, обладали определённой сплочённостью, которую им обеспечивала, в частности, Римская католическая церковь. Ибо Священная Римская империя германской нации – это не только немцы. Фактически это прообраз нынешнего Евросоюза и, между прочим, гитлеровского «Антикоминтерновского пакта». В силу того, что технический прогресс в этих странах шёл быстрее, они обладали не только наиболее совершенным оружием, но и наибольшей политической, религиозной, идеологической сплочённостью. И всё время пытались расшириться, распространить своё влияние на восток. На земли, заселённые теми, кого мы называем великороссами, малороссами, белорусами. Как действовала при этом Русь? Естественно, сопротивлялась. С большим или меньшим успехом отстаивала свои рубежи. А иногда и была вынуждена заходить вглубь классической Западной Европы для того, чтобы зафиксировать свою военную и политическую победу на несколько десятилетий. Дольше века это практически никогда не длилось.
То есть мы можем констатировать, что угроза независимости Российского государства, как бы оно при этом ни называлось, всегда исходила с Запада. Более того, в ряде случаев военные доктрины государств, которые наступали на нас с западного направления, помимо захвата земель, предполагали внедрение своей идеологии, прежде всего, в виде религии. Чего, например, никогда не требовала Золотая Орда. А то и замышлялось полное уничтожение нас как нации. Особенно явственно это проявилось во время Великой Отечественной войны.
Поэтому в истории России наиболее значимы три даты. Это 1612 год – изгнание поляков после Смутного времени. Это 1812 год – изгнание Наполеона. И 1945-й – изгнание и разгром Гитлера. При этом людоедская сущность гитлеровского нашествия сомнению не подлежит, поскольку в основе его лежало уничтожение русских как нации или перевод их в состояние рабов, призванных обслуживать арийскую расу. Заметьте, это было не мрачное Средневековье, а середина минувшего столетия. Следовательно, Россия имеет, как минимум, три повода ежегодно проводить военные парады. Ибо победы в этих кровопролитных войнах она одерживала силой духа и силой оружия. Такая нормальная, совершенно не идеологизированная логика для нас крайне важна. Потому что благодаря этим победам мы сохранились как народ, как государство. Почему же мы не можем отмечать эти исторические события, в том числе, в форме военного парада? Отчего эта логика не нравится иностранцам, в принципе, понятно. Все нападавшие на нас страны и их союзники неизменно терпели поражение. Для них сам факт такого празднования печален. Но для нас-то это повод не переживать, а именно праздновать! Всё остальное – от лукавого.
Недоумение у нас, россиян, может вызвать только одно: как внутри нашей страны находятся люди, ставящие под сомнение как сами эти великие праздники, так и необходимость отмечать их так, как мы это делаем. Что это – невежество, психологическая неустойчивость, врождённый коллаборационизм? Получается, люди эти – их, к счастью, совсем немного – желали бы поражения своей стране во всех этих войнах. Неважно при этом, кого конкретно они не любят – русских царей, коммунистов или Путина. В случае нападения на ненавистную им Родину, они будут служить оккупантам, как служили их идеологические соратники, а, по сути своей, предатели. По законам военного времени, они заслуживали только одного – расстрела. Зачастую на месте, без суда и следствия. В мирное время так поступать не принято. И даже когда они слишком широко открывают рот, несут очевидную для нормальных российских граждан ахинею, с ними спорят, пытаются что-то объяснить. Но в Госдуму наконец-то внесли законопроект, предусматривающий ответственность за отрицание решающей роли СССР в разгроме нацистской Германии. Будут думать, что говорят…
— Из школ фактически ушёл военрук – подчас единственный мужчина в педагогическом коллективе. Минобороны пытается как-то компенсировать эту пустоту: курирует «Юнармию», создаёт центры военно-патриотического воспитания «Авангард». Но разве это только задача военного ведомства?
— Я учился в обычной советской школе, где как раз был военрук. На занятия по НВП мы приходили в рубашках защитного цвета, то есть армейский ритуал в облегчённой форме там присутствовал. Мальчики изучали различные аспекты военного дела, девочки постигали азы медицинской подготовки. На журфаке МГУ, куда я затем поступил, была военная кафедра, после окончания которой мы получали офицерские звания. Один день в неделю у нас, кровь из носу, был «военным». Были и военные лагеря, и сдача госэкзамена. И ни у кого особой аллергии это не вызывало. Хотя студенты – народ ироничный. Они к большинству предметов, которые изучают, относятся с иронией. «Военка» не была в этом смысле исключением. Но если, например, человек говорит, что ненавидит военную подготовку, всех людей в военной форме, потому что… военрук к нему плохо относился, это, конечно, аномалия, если не патология. Только тот, кто уже пожил, многое повидал и узнал после окончания школы и вуза, может быть в этом смысле объективен. Он понимает, что в жизни ничего в принципе не может быть ненужным. Это не значит, что в какой-то момент тебе непременно придётся взять в руки оружие, и я тому пример. Но множеству других людей, параллельно со своей профессией осваивавших военное дело, это потом ещё как пригодилось. Спросите их: они столь же иронично отзываются теперь о военной подготовке, которую давали им в школе и вузе? Думаю, что нет. Как и любой навык, который неожиданно может пригодиться в жизни, навыки военные лишними не будут.
Я уже не говорю о важности такой подготовки с учётом того, что Вооружённые Силы необходимы России по определению. Они ведь есть даже у малых государств. Даже у Швейцарии, нейтралитету которой более 300 лет. Что уж говорить о России, которой требуется не только профессиональная армия, но и хорошо обученный мобилизационный резерв. Требуются не хлюпики и неучи, а здоровые, грамотные, многое знающие и умеющие люди. Почему бы, например, в рамках военной подготовки не осваивать в современной школе вождение автомобиля? Это же многим потребуется не только на службе. А разве не может пригодиться в жизни умение оказывать первую медицинскую помощь, выживать в экстремальных условиях? Я не специалист в этой сфере, не берусь давать какие-то конкретные рекомендации. Но уверен, что военная подготовка в стены школы должна в той или иной форме вернуться. Дело это со всех точек зрения полезное.
Однако надо понимать, что оно диссонирует со взглядами, насаждаемыми сегодня среди молодёжи. Поэтому кто-то, например, начинает рассуждать о пацифизме, не отдавая себе отчёта в том, кто тебя, пацифиста, будет защищать в случае вооружённого нападения на твою страну. Во многом всё это сводится к отсутствию чёткой общенациональной идеологии, которая подчас заменяется либо квази-идеологиями местного разлива, либо идеологией, привнесённой с Запада, поскольку там на этой ниве задействована целая пропагандистская машина. Она методично обрабатывает наше население, и молодёжь, в первую очередь. Оказывает своё тлетворное влияние и противоречие между идеей возрождения военной подготовки в школе и тем, что слышит молодой человек из телевизора, а порой и на уроках истории или литературы. Ведь если советский период описывается как непрерывная череда преступлений и репрессий, у подростка невольно возникает вопрос: если в СССР всё было так отвратительно, что вы, собственно, празднуете? Так что дело не столько в присутствии военной подготовки в школе, сколько в том, что она вступает в противоречие с суммой тех идеологий, под давлением которых находится современный школьник. И с этим надо что-то делать.
— Вы не раз отмечали, что современное образование двигается не в том направлении…
— Я действительно против образовательной реформы в школах и вузах в том виде, в котором она осуществлялась в 1990-е годы и во многом продолжается сейчас. Ибо я вижу тот продукт, который поступает, в том числе, к нам, в Высшую школу телевидения МГУ. Университетское образование мне, тем более, знакомо, и смею утверждать, что такой бюрократии, такого количества бумаг, которые нужно оформлять и куда-то отправлять, я не видел никогда в жизни.
Давно доказано, что система образования формирует сознание населения, будущих поколений. И разные системы образования могут привести к прямо противоположному результату, поскольку они по-разному воздействуют на людей. Советская система образования, которую реформаторы пытались разрушить, и в значительной степени им это удалось, в результате чего, несмотря на компьютерный век, мы имеем более невежественное молодое поколение, фактически повторяла дореволюционную систему. Кстати, она пришла к нам из Германии – одной из самых просвещённых на тот момент стран. Основой этой системы были классические фундаментальные науки. Включая математику, которая развивает логическое мышление. Включая историю, литературу и родной язык. Ибо на каком языке ты говоришь, тому коллективному сознанию ты подчиняешься. Бандеровцы неслучайно так настойчиво борются с русским языком на Украине. Они-то как раз понимают, что, уничтожив русский язык, уничтожишь как самих русских на Украине, так и всякое упоминание о России. А вот у нас порой люди как будто не понимают значение русского языка, его связь с менталитетом, национальной психологией и сознанием. То же самое касается связки литературы и истории. Многие великие произведения русской литературы, вошедшие в мировую сокровищницу, как известно, основаны на нашей военной истории, о которой мы уже говорили. Это «Война и мир», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину» и т.д. Сужая изучение в школе русской, советской литературы, мы автоматически выбрасываем элементы нашей истории. При этом нередко оправдываются тем, что такую литературу, дескать, школьнику… трудно понять. Тезис, мягко говоря, странный. Школа – этот институт обучения. И давать там исключительно то, что легко для понимания, значит, снижать планку обучения. Школа для того и существует, чтобы овладевать сложными знаниями. И тех, кто призывает всё упрощать, надо, как минимум, проверить на профпригодность. При этом не стоит забывать, что литература и история непосредственно связаны с идеологией. Когда из школьной программы одно, второе, третье выбрасывается по идеологическим соображениям, под маркой того, что в тех или иных произведениях присутствуют – о, ужас! – коммунисты, то вместе с водой выплескивают ребёнка. Ведь коммунисты есть и в «Молодой гвардии», и в «Повести о настоящем человеке», и во многих других книгах, на которых воспитывались многие поколения. В итоге, отказываясь от советской литературы, мы отказываемся и от многого из того, что всегда формировало наш культурно-исторический код. Под эту сурдинку из школьной программы вымарали целый ряд замечательных произведений, которые, вообще-то говоря, не о КПСС, а о любви к Родине! Они о наших военных победах и поражениях, о героизме людей. В этой связи совершенно сознательным деянием я считаю разрушение того, что можно назвать «пантеоном советских святых». Это не только Сталин, на которого так удобно теперь вешать всех собак, но и многие поистине героические личности, такие, например, как Алексей Маресьев. Это же не миф, а реальный персонаж, который, потеряв ноги, вернулся в строй и продолжил сражаться с фашистами. Так что, если ты забываешь, что история твоей страны – это, прежде всего, история сражений на поле брани, ты неминуемо минимизируешь героическое в своей истории. Чем, естественно, пользуются идеологические противники. И ты неминуемо отрицаешь в своей истории всё то, что отрицать нельзя. Потому что защита Отечества для нашего человека – это не какие-то идеологические придумки, а реальность, в которой жили сотни миллионов наших предков. Идущее фоном патриотическое воспитание в таком случае неминуемо обесценится. Потому как под любым лозунгом должен быть факт, событие, знакомое тебе и понимаемое тобой.
Вот чем оборачивается упрощенчество, облегчение процесса обучения. По этой формуле каждое последующее поколение будет стремиться к тому, чтобы ему было легче овладевать знаниями. Тогда невежество будет возводиться в принцип обучения. Тогда будут ориентироваться не на первого, а на последнего, самого слабого, кто ничего не знает и знать не хочет. Поэтому я считаю категорическим императивом для дальнейшего развития страны приостановку непродуманной реформы образования, введение для осмысления происходящего пятилетнего моратория и выработку оптимальных решений с опорой на предшествующий опыт. Модернизация образовательных систем, безусловно, нужна. Но, прежде всего, нужно осмысление того, что мы потеряли, что нужно восстановить, а от чего окончательно отказаться. У нас ведь реформа образования идёт непрерывно, и вряд ли это можно считать нормальным. Ты не знаешь, что будет завтра…
— Виталий Товиевич, вы обращали внимание и на то, что из-за рубежа нас пытаются учить уму-разуму те, кто сам, образно говоря, если и не идёт ко дну, то гребёт явно не в том направлении…
— Для меня это очевидно. Я не считаю себя обладателем всей суммы знаний, накопленной человечеством, но в любом случае не могу считать себя невеждой. И человеком, которого каждый, кому это взбредёт в голову, будет поучать, а я буду безмолвно слушать. Так пытались долгое время, и пытаются до сих пор, поучать и нашу страну. Правда, в период «перестройки», а затем и в 1990-е годы Россия сама позволила поставить себя в позу такого поучаемого, который-де не разбирается ни в политике, ни в экономике, не понимает, что такое моральные ценности. Слава богу, со значительной части населения и правящего класса этот морок сошёл. Тем не менее, отдельные его рецидивы остаются. Мы значительно реже, но всё ещё говорим: у нас, мол, должно быть, как в цивилизованных странах! Под маркой того, что мы должны перенести на свою почву некие зарубежные ценности. Помимо всего прочего, это опять же невежество. Мы порой слишком мало знаем о «цивилизованности» других стран. Есть тут и психология лакея, блестяще описанная Достоевским. Но лакей есть лакей. Он служит либо тому, кто больше платит, либо тому, кто больше нравится. Присутствует здесь и тот фактор, что в прошлые века европейская наука и культура действительно во многом способствовали развитию России. Собственно, так у русской интеллигенции и появилось осознание того, что с Запада к нам приходит всё самое ценное. Ещё одним существенным фактором стал проигрыш советского проекта, чему сопутствовало резкое падение жизненного уровня населения. Это тоже способствовало формированию стереотипа, что за границей всё лучше, вкусней, красивей. Справедливости ради надо признать, что Западная Европа на протяжении почти 500 лет первенствовала в мире и по уровню жизни, и по технологическому развитию. Но сейчас это уже не так. В Европе на наших глазах всё рушится, и, прежде всего, разрушается её культурный код. Но психология лидерства, основанного, в том числе, на колониализме, расизме, у многих европейцев остаётся. Быстро она не улетучится. Поэтому европейцы подчас не понимают, почему мы, русские, на которых их расизм тоже распространялся, не считаем их высшей расой. Почему, в отличие от многих других народов, русские на протяжении веков сопротивлялись и сопротивляются их экспансии – военной, экономической, идеологической. Они не могут с этим согласиться, по привычке продолжая считать себя лучшими и жестоко при этом ошибаясь.
Не надо забывать, что значительное число европейских стран, не будучи классическими колониями, сами находились под чьим-то господством – германским ли, британским ли. Для них это нормальное состояние. И они тоже не могут взять в толк, почему русские не хотят смириться с тем, что они – под кем-то. Такие европейцы не понимают, что инстинкт государственной независимости в России формировался все те 500 лет, что Запад правил остальным миром. Поэтому в Европе есть фанаберия хозяев – немцев, англичан, отчасти французов, и фанаберия лакеев, подчинённых. Их возмущает, что они-то подчинились, а русские – не хотят! Но если по их формальной логике слуга вроде как равен хозяину, то по нашей это совсем не так…
Беседу вёл Владимир МОХОВ.
Любому нормальному человеку понятно: чем больше твои границы, тем лучше их надо охранять
Россия имеет, как минимум, три повода ежегодно проводить военные парады
Как и любой навык, который неожиданно может пригодиться в жизни, навыки военные лишними не будут
0 комментариев